В конце июня корреспонденты «районки» навестили убинскую юбиляршу — Новую Качёмку. Почему же такое название — Качёмка, спросите вы? Оказывается, на месте старой Качёмки ранее было поселение хана Кучума. Там располагался его гарем, обитательниц которого называли кучумками. Мятежного хана разгромили, его жёны разбежались, а селение сохранило название, которое со временем превратилось в известное нам — Качёмка.
После того, как приезжие татары захотели отделиться от местных «старых» качёмцев в 1912 году, появилась Новая Качёмка. Началась новая жизнь, строили дома, пахали земли, разводили скот. В 1924 году возвели первую мечеть. Каждый внёс свой вклад в её строительство. Много лет мусульманский храм принимал верующих, но время подточило фундамент, мечеть разобрали…
Подъезжая к татарской деревушке, поражаешься… Виды, скажем прямо, завораживают своей необыкновенной красотой. Вокруг деревни берёзовые рощи, а за огородами на несколько километров растянулся рям. За рямом находится «Зур куль» — Большое озеро.
Первым, что видишь, въезжая в Новую Качёмку, — сельский клуб. Как ни зайти? Вот и мы решили навестить местный Дом культуры. Распахнув входную дверь, сразу попадаешь в уютный, недавно крашеный холл. Ещё пахнет краской, где-то стоят кисти. И во всём этом убранстве чувствуется рука хозяйки.
Навстречу вышла заведующая клубом М. М. Шарафутдинова. Очень приятная и разговорчивая женщина. Тепло пообщались, многое узнали о работе её детища. Она провела экскурсию по клубу, рассказала о том, как с односельчанами организует и проводит праздники, концерты и вечера отдыха на родном языке. Участвуют с певческим коллективом в районных и областных фестивалях и конкурсах. Имеют многочисленные Дипломы и Грамоты. В клубе создан музей. Разглядывая старинные экспонаты между делом, разговор, естественно, зашёл на тему юбилейной даты их деревни. Макфия Мингалимовна предложила побеседовать с Н. Г. Галиевым, рассказав вкратце о важности этого человека в судьбе Качёмки:
— Мы его очень любим: на нём Качёмка держится. Если он согласится поговорить с нами, думаю, разговор получится интересным.
И мы отправились в гости. Когда подошли к дому, Макфия Мингалимовна очень учтиво объяснила: сначала нужно спросить у Наиля Гильмутдиновича разрешения на интервью. Уважение к старшим превыше всего.
Кстати говоря, здесь хранят самобытные традиции и соблюдают обычаи мусульманской веры. Стараются сохранить и передать подрастающему поколению уважение и преклонение к своей религии и культуре.
Буквально спустя минуту ожидания нас пригласили в дом Наиля Гильмутдиновича. Тихим голосом местный долгожитель поприветствовал нас и предложил присесть. Движения у мужчины плавные, размеренные, но вполне энергичные для его возраста. Наиль Гильмутдинович Галиев родился 20 января 1935 года. В Новую Качёмку приехал в 1950 году, на сегодняшний день, прожил здесь уже 72 года. Усевшись в кресло, задумался ненадолго и начал свой рассказ:
— Во-первых, я не здешний: мальчишкой приехал сюда. С тех пор и живу. Работать приходилось и пастухом, и конюхом. В колхозе был завфермой, когда колхозы переименовали в совхозы, я стал бригадиром. В этой должности отработал 11 лет. За это время я встретил свою Нурию, — выдержав паузу, видимо, чтобы собраться с мыслями, Наиль Гильмутдинович продолжил. — Поженились в 1956 году, нарожали детей. У нас их пятеро. Было бы шесть, но старший сын погиб. Теперь у меня один сын и четыре дочери. Так и жили, работали, держали скот. В то время в совхозе поголовье скота доходило до тысячи, много было лошадей. Чтобы заготовить сено для домашнего скота, приходилось косить ночью. Придёшь с фермы, передохнёшь и — в поле. Вручную косили, гребли и ставили копны. Супруга, конечно же, мне помогала. С ней мы прожили вместе 65 лет.
В этот момент пожилой человек потёр рукой лоб, как бы разглаживая неглубокие морщины. Стало понятно: воспоминания о супруге, которой не стало в марте этого года, причиняют боль, ранят в самое сердце. Но настоящий мужчина не покажет слёз, и Наиль Гильмутдинович продолжил:
— Нам сложно не было: по тем временам так было положено. Со временем появилась техника; тогда, конечно, работать стало веселее.
До 1969 года Н. Г. Галиев работал на ферме в должности бригадира, но образования не было. Наступало время перемен, многие молодые люди решали получать образование, и с приходом дипломированных специалистов Наиля Гильмутдиновича с должности сняли. Ему предложили работать на тракторе. Так как он всегда был в почёте, настоящий труженик, брался за любую работу. Но водительского удостоверения тоже не было, и в процессе работы крестьянин учился и получил заветные права. Как рассказывает Наиль Гильмутдинович, за 24 года работы на тракторе, пришлось и на гусеничном потрудиться, и на «Беларусе». Возили и грузили лес из урмана. В эти годы молодой семьянин решил построить дом во Владимировском. Разрешение от председателя было получено, и Наиль взялся за дело. Своими руками возводил жилище. В 1976 в октябре месяце семья уже зашла в новый дом. Прожили там недолго, Нурия Саляховна не захотела жить в другом селе и супруги вернулись в Качёмку, где растили и воспитывали своих детей, которые, кстати, получили достойное образование и воспитание.
В разговоре с пенсионером, с человеком, прожившим в этой деревне более 70 лет, корреспонденты «районки» поинтересовались, какой была Качёмка глазами старейшины. Н. Г. Галиев, недолго думая, обронил:
— Живой. Дворов было немного, около 60, но в каждой семье растили по семь-восемь ребятишек. Я помню дома из плетня, они остались с тех пор, когда в 1911 году начинали строить себе жильё из брёвен. Вокруг Качёмки ведь лес был, и вот, его рубили и прямо на месте вырубленного колка ставили сруб. Так деревня разрасталась. А сейчас что? У нас проживает 35 человек, десять из них пенсионеры старше 80 лет. Да я и сам давно пенсионер, — вздохнул Наиль Гильмутдинович.
В 1992 году началась «перестройка», зарплату не платили, денег не хватало. Жители деревни начали распродавать скот. Было тяжело…
И, глядя в потухший взгляд собеседника, казалось, что сейчас разговор будет окончен. Но, выдержав паузу, Наиль Гильмутдинович продолжил:
— В 1993 году я вышел на пенсию. Сидеть на месте я не люблю. Односельчане предложили построить мечеть. Я отказывать не умею. Решил, что возьмусь. Нашёл пустующее место и работа закипела. Недалеко от нас была деревня Шушковка, где председателем сельсовета была женщина, не помню её имени, к сожалению. Она сама была из Павлодара. Так вот она нам купила пустующий дом и отдала на вывоз. Собравшись с жителями Качёмки, мы этот дом разобрали, перевезли и поставили сруб. Помогали все, кто чем может: кто гвоздями, кто дранкой, из Куйбышева нам привезли шифер. Всё бесплатно. За два года мечеть достроили, правда, купола не было долгое время. На открытие мечети было много приезжих гостей, где население и предложило выбрать меня муллой. Я сначала отнекивался, ведь я не знал, как это всё. Человек я простой, хоть и верующий. Но опять не смог отказать. Много читал, учился. Покупал необходимую литературу. Продолжая доделывать храм: покрасили, обшили, провели электроэнергию, Поставили печку — всё своими руками. Вот уже 29-й год мечеть могут посетить все желающие помолиться.
То, с какой любовью о мечети рассказывал мулла, навело на мысль: почему бы не посетить святое для мусульман место. Но по сложившейся традиции женщине в храм заходить нельзя. Увидев интерес корреспондентов, Макфия Мингалимовна, которая всё это время была нашим проводником, обратилась к Наилю Гильмутдиновичу с просьбой показать мечеть. Ответ был положительным. Старейшина надел праздничную тюбетейку, основательно выбрав из двух предложенных, зелёную с золотым узором, и мы вышли из дома. Ведь уже две недели он не посещал свою обитель — болел.
Мечеть находится от дома Наиля Гильмутдиновича буквально в двух шагах.
И вот перед нами покрытая кронами хвойных деревьев местная достопримечательность. Высокое крыльцо и открытые для всех двери приглашали войти в храм. С небольшой тревогой и волнением впервые переступаешь порог мечети.
Сразу с порога чувствуется восточный колорит: на полу яркие ковры и небольшие коврики для молитв, на стенах картины с написанными молитвами на арабском языке. Ещё бросается в глаза небольшая лесенка, имеющая четыре ступеньки, которые никуда не ведут. Она стоит ровно посередине стены. На ступеньках коврики, на перилах по обе стороны чётки. В левом углу молебенной стоит микрофон, звук которого выведен на улицу: когда читается молитва, вся деревня слышит. Первым, что сделал мулла, прочитал «азан». После Наиль Гильмутдинович рассказал о том, как проходят праздники, какие молитвы и как читаются, а также рассказал о том, что лестница, стоящая посередине, не что иное, как ступеньки к Аллаху, и каждая молитва читается на своём уровне. Вот уж не подумала бы?!
Выходя из мечети, чувствуешь силу и любовь, которую вложили качёмцы в свою религию. Проводив Н. Г. Галиева до калитки дома, Макфия Мингалимовна на родном языке поблагодарила бабая и пожелала крепкого здоровья и долгих лет жизни.
Возвращаясь из Новой Качёмки, становится грустно и обидно за то, что многие уехали из деревни. Она без них осиротела, и тихо доживает свой век. Как же хочется, чтобы сохранилась в нашей памяти и памяти наших потомков деревня Новая Качёмка! И прекрасный человек — Наиль Гильмутдинович Галиев!
Участники отметили, что в условиях информационной войны важно укреплять межнациональный мир, культуру, согласие и духовно-нравственные…
В проект Росреестра «Земля для туризма», направленный на вовлечение в оборот свободных земель для развития…
В селе Крещенское Убинского района жители присоединились к такой непростой работе, как плетение маскировочных сетей…
С гордостью сообщаем, что наша команда киберспортсменов прошла в полуфинал Кубка Традиций в лиге QUAZAR.GG! В…
В городе Новосибирск прошел областной форум "Сибирь – территория мужества", который собрал лучших представителей патриотического…
На детской игровой площадке в п. Суходолье, появилось освещение. Освещение детской площадки имеет большое значение…
This website uses cookies.