Память

Слово об учителе. То зима, то весна…

Поделиться

Умер старый учитель —
И болел, и устал.
Вы его извините,
Что богатым не стал.
Молодым и красивым
Он приехал в село.
Быть умел он счастливым,
Меж иного всего.
Торопились над полем
То зима, то весна,
А в бревенчатой школе
Свет горел допоздна.
И казался он ярче
Всех окрестных огней.
Да и как же иначе,
Если все для людей?
А дорога — три такта:
Школа, улица, дом,
А наутро — обратно,
И сначала — потом.
Но с сердечным биеньем
Эти такты слились,
И в ином измеренье
Да продолжится жизнь!
Вячеслав Горячев, пос. Тулинский Новосибирская область

Когда я прочитала это стихотворение, сразу поняла: оно о нашем учителе — Илье Ивановиче Глинском (1922 г. — 1984 г.), жизнь которого измерялась учебными четвертями, учебными годами, то зимами, то вёснами… И дорога его была в три такта: школа, улица, дом. А на утро — обратно, и сначала — потом. И мне захотелось о нём рассказать.

В жизни каждого человека учитель играет важную роль, и, выйдя за порог школы, уже став взрослыми, многие с благодарностью вспоминают любимого учителя, лучшего учителя.

Именно таким педагогом для многих александроневцев стал Илья Иванович Глинский, сорок лет отдавший великому предназначению — «учить Его Величество Народ!», ни на минуту не пожалевший об однажды выбранном пути, потому что свято верил: нет на свете профессии важнее и значимее, чем та, которая открывает мальчишкам и девчонкам двери знаний.

Илья Иванович Глинский родился 26 февраля 1922 года. По окончании Александроневской семилетней школы поступил в Куйбышевское педагогическое училище, которое успешно окончил в 1939 году и был призван в ряды Советской Армии, а затем была Великая Отечественная война. В 1945 году Илья Иванович назначается директором Александроневской школы и учителем математики. Позже заканчивает Новосибирский учительский институт. Директором школы он работал до 1965 года (двадцать лет). В этот год школа реорганизуется из восьмилетней в среднюю. А так как у Ильи Ивановича не было высшего образования, его переводят в завучи.

Сорок лет Илья Иванович учил ребятишек математике, которая стала для большинства его учеников любимым предметом, а для многих — делом их жизни. И сегодня его ученики работают учителями математики и физики в школах Убинского и других районах Новосибирской области. Его лучшие ученики всегда были победителями районных и областных математических олимпиад. Но Илья Иванович был и учителем учителей.

Татьяна Петровна Миронченко вспоминает: «Илья Иванович Глинский сыграл большую роль в становлении меня как учителя, а потом и руководителя школы.

По окончании Новосибирского пединститута, приехав в данную школу на работу, первым, кто встретил меня, был Илья Иванович. Тогда он работал завучем. Высокий, худощавый, подтянутый, безупречен и несколько простоватый. Чувствовались крестьянские корни. Носил тёмный костюм, галстук надевал редко, но рубашку застегивал на все пуговицы.

Это был удивительно порядочный человек, открытый людям. Имел энциклопедические знания. Умел ненавязчиво, незаметно оказать помощь молодым учителям в налаживании дисциплины, подсказать, как лучше преподнести тот или иной материал ребятам на уроке. Очень любил молодых учителей, а в то время их ежегодно приезжали пять — шесть человек. Относился к ним по-отцовски. Окружал их вниманием и заботой.

Любил природу, рыбалку, охоту. Нас, молодых, возил то на тетеревиный ток послушать и записать на магнитофон пение птиц, либо порыбачить на удочку, или просто вытаскивал на природу, чтобы отдохнуть. Он был душой коллектива. Был принципиален и неподкупен в решении производственных школьных проблем. Он никогда не ставил «липовых» отметок. Добивался хороших знаний учащихся кропотливым трудом и использованием эффективных методик. Его опыт «Парно-коллективного метода работы учащихся на уроке» даже изучался и обобщался в районе. Он говорил ученикам, что быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других. А учителям советовал никогда не ставить незаслуженных отметок, а школьников нужно заставить учить хоть пряником, хоть конфеткой.

Самое удивительное, что, вспоминая об Илье Ивановиче сегодня, люди начинают по-доброму улыбаться и говорить, что это был Учитель от Бога.

Я благодарна судьбе, что она подарила мне двенадцать лет работы с этим замечательным педагогом, человеком. Любую работу он делал качественно и не требовал никаких вознаграждений. Был очень скромный человек. Мы даже не знаем: имел ли он какие-нибудь награды?

За годы работы не одна сотня детей и не один десяток учителей прошли через его руки. У Глинского учились семьями и не по одному поколению. И всех своих учеников он помнил, знал об их дальнейшей судьбе, радовался их удачам и победам.

Образ педагога становится более полным, когда расскажут об этом человеке его воспитанники. В 1947 — 1949 гг. Михаил Дроздов учился в Александроневской, тогда ещё семилетней школе. В данный момент он живет в США, в Нью-Йорке. Вот какие воспоминания сохранились в его памяти.

— В школе тогда работали драмкружок, кружок физики. Ставили разные пьесы на патриотические, военные темы, конечно же. Ведь война закончилась совсем недавно. Я носил костюмчик военного покроя (брюки-галифе), который сшили в Убинке. Иногда по вечерам мне приходилось в школе «щеголять» в чужих штанах, в моих галифе кто-нибудь на сцене играл или бравого русского военного или придурка-фашиста. Кружок физики вёл директор Илья Иванович Глинский.

Электроэнергии тогда в селе не было. Даже стёкол для керосиновых ламп не было. Хорошо помню, что одно из занятий кружка проходило при лампе-коптилке. Когда Илья Иванович запустил электромоторчик от батарейки, то он ветерком при вращении загасил лампу. Пожалуй, те занятия обострили у меня интерес к электрической технике…

— Я очень благодарна моему учителю математики Илье Ивановичу Глинскому (9-10 класс). В институте мне было очень легко учиться на первом курсе: Илья Иванович многое нам давал на факультативе, и я уже знала кое-какие темы из высшей математики, хотя и не так глубоко. В этих классах я ездила на областные олимпиады по математике. И сейчас моя работа тесно связана с математикой. Я — программист, и мне жутко нравится эта работа, поэтому понимаю, что всё это — благодаря моим учителям, это они в школе мне привили любовь к работе, умение сосредотачиваться на работе, а не расслабляться, ещё умение мыслить. Я помню, как Зинаида Ивановна заставляла меня решать задачи из заочной школы по математике и отправляла решения в Москву. Ей, видимо, было интересно заставлять нас думать, работать, — вспоминает Татьяна Кузнецова — ученица, а затем и коллега Ильи Ивановича. По окончании института она три года преподавала математику в нашей школе.

А вот что вспоминает Наталья Славич:
— Школьные годы пролетают как миг, зато после помнятся всю жизнь. Это — учёба, мероприятия, события… Никогда не скажешь, что началась спокойная школьная жизнь. Всегда помнится то, что далось с трудом.

Мне запомнился такой случай. Наша школа принимала участие в районной олимпиаде по математике. Нам нужно было приехать в Убинку. Школьных автобусов тогда не было. Мы едем на такси (так называли совхозный газик, обтянутый тентом) до Кожурлы. Зима, буран, дорога была прочищена, но клин забился идущим снегом. Машина буксует, опять едет, буксует, всё стала. Дальше идём пешком. Старшеклассники нам помогают. Я тогда училась в пятом классе, а старшие были девятиклассники. Замёрзли, дрожим, обморозили щеки и пальцы, а Илья Иванович Глинский говорит, что мы — сильные, смелые и едем за победой. Да мы сильные и смелые, но мы так обрадовались теплу на вокзале. Побросали варежки и облепили печку руками, смеёмся, но тут узнаём, что наша электричка ушла. Тогда Илья Иванович едет к начальнику станции и договаривается. И вот мы, веселые, едем в почтовом поезде. Едем за победой. Приехали, а олимпиада уже прошла, подводят итоги. Но мы приняли участие, и итоги пришлось изменить.

По понедельникам в школе проходила линейка. В коридоре выстраивались все ученики по классам. Школьников было много, классы были «а» и «б». На линейке говорят о школьной жизни. И первое: объявляют об итогах олимпиады. Мы заняли первое место, и просят выйти «героев». А у нас щёки обморожены, у некоторых взялись уже корочкой. Мы идти не хотим, но нас подталкивают. И вот мы стоим командой, а нас поздравляют и потом ещё долго называли «героями нашего времени».

Илья Иванович, как классный руководитель выпускников 10«а» класса 1977 года выпуска, оставил глубокий след в их жизни.

Галина Ивановна Маряхина (учитель математики) и Надежда Андреевна Гунбатова (учитель начальных классов) рассказывают:
— Илья Иванович тогда был старейшим учителем нашей школы. Совсем несмышлёнышами взял он нас в пятом классе. Советы отряда, пионерские сборы, конкурсы, линейки, «голубые огоньки» — ежемесячная работа класса. Всем помогают учителя — женщины, а нам — никто. «Сами» — сказал Илья Иванович. И как отрезал. Не опекал, не сюсюкался, а разговаривал, как со взрослыми, требуя чётких заседаний совета отряда, которые вели борьбу с неуспевающими и нарушителями дисциплины, организовывали взаимопомощь. Каждый учащийся имел своё поручение, которое исполнял добросовестно: за его выполнение ежемесячно нужно было отчитаться.

Трудно было только первый год. Повзрослев, вели работу сами, держа ответ перед строгим учителем. Илья Иванович и другие наши учителя, умело организовав учебно-воспитательный процесс, способствовали развитию нашей самостоятельности и целеустремлённости. В средних классах мы все уже знали о своей будущей профессии и готовились к ней, умело направляемые Ильёй Ивановичем.

Двадцать шестого февраля 2022 года Илье Ивановичу Глинскому исполнилось бы 100 лет. Очень жаль, что он не дожил до этого юбилея. Он ушёл из жизни в 62 года — в День Учителя, оставив о себе очень светлую память.

Да, наше время быстротечно!.. Со временем стираются из памяти отдельные моменты и даже целые события жизни. Но не стираются из памяти лица людей, которые были с нами рядом, которые ушли от нас навсегда. Вот и жизнь Ильи Ивановича продолжается — в нашей памяти, в сердцах учеников, в сердцах коллег, в сердцах всех тех, кто его знал.

Татьяна МИРОНЧЕНКО, председатель Совета ветеранов с. Александро-Невское


Поделиться
admin

Recent Posts

Влияние фейков на межнациональные отношения обсудили эксперты на форуме «Диалог о фейках 2.0»

Участники отметили, что в условиях информационной войны важно укреплять межнациональный мир, культуру, согласие и духовно-нравственные…

54 минуты ago

В Новосибирской области выявлены новые участки для развития сферы туризма

В проект Росреестра «Земля для туризма», направленный на вовлечение в оборот свободных земель для развития…

2 часа ago

Всё для фронта, всё для Победы!

В селе Крещенское Убинского района жители присоединились к такой непростой работе, как плетение маскировочных сетей…

4 часа ago

Киберспорт: твой путь к победе!

С гордостью сообщаем, что наша команда киберспортсменов прошла в полуфинал Кубка Традиций в лиге QUAZAR.GG! В…

4 часа ago

Лариса Пажога получила Благодарственное письмо за созидательную деятельность

В городе Новосибирск прошел областной форум "Сибирь – территория мужества", который собрал лучших представителей патриотического…

22 часа ago

«В нашей деревне огни не погашены…»

На детской игровой площадке в п. Суходолье, появилось освещение. Освещение детской площадки имеет большое значение…

1 день ago

This website uses cookies.