Общество

Почти 35 лет М. Ш. Мурсалимов делает «гладкой» дорогу для поездов

Поделиться

Отправляясь в путешествие поездом, не каждый из нас задумывается над тем, что за благополучную дорогу ответственность несут путейцы. И в дождь, и в мороз, и в летний зной они обслуживают вверенный им участок железнодорожного пути и следят за его надлежащим состоянием.

Если спросить у обычного человека, что такое железнодорожный путь, он наверняка ответит: «Это рельсы и шпалы». В действительности же, это — сложная инженерная конструкция, где, помимо названных шпал и рельсов, имеются крепления, стрелочные переводы, балласт (упругая подушка из песка и гравия, на которую укладываются шпалы), искусственные сооружения (мосты, путепроводы, тоннели). Всё это хозяйство и обслуживают путейцы.
Накануне профессионального праздника корреспонденты «Убинского вестника» встретились с М. Ш. Мурсалимовым, бригадиром по текущему содержанию и ремонту пути станции Убинская, задав главный вопрос: «Что для вас значит эта работа?».
— Работа есть работа! Я уже 34 года на железной дороге и ни разу не думал сменить профессию — значит, она у меня любимая. Конечно, сложная, но мне нравится, — улыбается Мирзагит Шайнурович.
Сложная потому, что железнодорожник обязательно должен обладать определёнными чертами характера: грамотностью, исполнительностью, ответственностью, дисциплинированностью и, естественно, внимательностью. Последние два качества — самые главные, поскольку отвечают за безопасность движения поездов, а значит, и людей.
Мирзагит Мурсалимов рассказал читателям «районки», как попал в эту профессию, что самое сложное в его работе, и какой случай на железной дороге до сих пор не может забыть.
Родился 22 октября 1964 года в посёлке Шушковка Убинского района. Когда подростку исполнилось 13 лет, он с родителями переехал в село Орловское, где и окончил школу. Служил в армии. По комсомольской путёвке в Якутии отработал два года монтажником. В 1987 году молодой человек, тогда ему было 23 года, приехал в село Убинское. Познакомился с девушкой, женился, устроился на железную дорогу, о работе на которой никогда и не думал.
У бригадира пути два сына — Олег и Самат. Олег — старший сын —окончил Убинскую среднюю школу. Учился в железнодорожном техникуме города Омск. В 2006 году устроился на железную дорогу станции Убинская бригадиром пути по промерам. Сейчас живёт и работает в городе Новосибирск на железной дороге — тоже бригадиром. Так сказать, пошёл по стопам отца. Младший — Самат — по окончании Новосибирского государственного университета экономики и управления работает по специальности в Новосибирске. Супруга бригадира Асия Шагитовна трудится в Убинской центральной больнице клиническим лаборантом.
Мы спросили у железнодорожника, как он отдыхает в свободное от работы время, чем увлекается.
— Люблю ходить за грибами, собирать ягоды. Но в основном — домашние дела, хозяйство есть, — рассказал Мирзагит Шайнурович.
На своём участке станции протяжённостью в четыре километра, которые бригадир проходит пешком по рельсам, как минимум, дважды в неделю — работает один. Следит за своим путевым хозяйством, проверяет состояние железнодорожного полотна.
Когда устроился, в одной только бригаде работало 13 человек, а сейчас на всём околотке осталось лишь 18. Бригадир станции выявляет неисправность и докладывает мастеру участка. В зависимости от объёма работ мастер решает, когда приступать к ремонту. Рабочий день начинается с восьми часов утра и заканчивается в пять вечера с перерывом на обед. Но ночные дежурства никто не отменял.
— Кстати, погода — самое сложное в нашей работе. Дождь, снег — а ты всё время на улице. Либо светофор не исправен, или «стрелка» не перевелась. Сейчас, правда, стало легче: мы, в основном, делаем визуальный осмотр. А ещё несколько лет назад, до того, как на нашем участке провели капитальный ремонт, рельсы крепились не скобами, а болтами. И каждому болту нужно было поклониться: проверить, затянуть. А таких болтов на моём участке много было, — говорит Мирзагит Шайнурович.
Когда устроился на работу, ещё всё было «деревянное». За последние годы, по его словам, на железной дороге изменились и требования. Раньше почти не обращали внимания на многие мелочи, за которые сейчас очень серьёзно спрашивают. Это — и порядок в бытовом помещении, и документация, и наличие спецодежды у монтёров пути. Но больше всего ужесточились требования по охране труда. Впрочем, улыбается бригадир, за эти годы выросли не только требования, но и зарплата.
Раз в две недели по рельсам пускают вагон-дефектоскоп, начинённый электронным оборудованием, которое с лёгкостью находит в рельсах неразличимые глазом микротрещины. Если рельс оказался остродефектным, то его нужно поменять в течение трёх часов, а перед этим ограничить до минимума скорость составов.
Сложность работы в том, что любую неисправность на железнодорожном пути нужно устранить вовремя, но при этом не мешать остальным службам. Поэтому перед началом работ обязательно нужно предупреждать о них диспетчера, чтобы получить разрешение. А затем успеть отремонтировать в промежутке между отправлением одного железнодорожного состава и прибытием на станцию другого. В среднем на это уходит час. Стандартный рельс длиной 12 метров 50 см весит около 800 килограммов. «Орудия труда у путейца» — чаще всего гаечные ключи, молотки, зубило, лом да лопата. Чтобы с ними умело управляться, требуется чисто мужская сила и крепкие мышцы. Пока монтёры выполняют работу, один из путейцев дежурит с сигнальным флажком: в случае приближения локомотива предупредить своих товарищей.
Сезон ремонтных работ — осенне-весенний. Это связано с тем, что летом из-за жары рельсы удлиняются, а зимой из-за мороза укорачиваются — значит, пути могут разойтись. Именно поэтому на определённых участках осенью и весной укладываются более длинные или, напротив, короткие рельсы.
Работать с рельсами можно при температуре воздуха не выше плюс 25 градусов. Поэтому в жару путейцы уходят на смену в три-четыре часа утра, чтобы к восьми утра уже закончить работы. Нужно регулярно обновлять и подкрашивать все знаки, на расстоянии 50 метров по обе стороны пути следить за чистотой территории: скашивать траву, вырубать кустарник и особо высокие деревья, которые могут наклониться и упасть на пути. Зимой приходится расчищать пути от снега. И если на большом расстоянии для этого используются специальные машины, то около стрелочных переводов нужно делать всё только вручную.
Раньше в бригадах путейцев работало немало женщин. Они и учили молодых ребят, которые сейчас работают мастерами и бригадирами, азам профессии. К примеру, как забить «костыль» с одного-двух ударов. Сейчас там только мужчины.
За годы работы на железной дороге Мирзагит Шайнурович повидал всякого. И «зацепер» попадался. Он, к сожалению, погиб: залез на электровоз, и его убило током. И женщина-цыганка попала под поезд, которая шла в наушниках. В 2002 году в Убинском на виадуке случилась страшная авария из-за банального человеческого фактора: машинист электропоезда пожалел телёнка, который стоял на путях. В результате состав, в цистернах которого находился керосин, сошёл с рельс. Такие происшествия, говорит мужчина, остаются в памяти, но близко к сердцу он старается их не воспринимать.
Труд работников путевого хозяйства по-прежнему считается у железнодорожников самым тяжёлым, несмотря на оснащение современной техникой. Постоянное соседство с движущимися поездами, сложность метеоусловий, высочайшая ответственность за безопасность движения на дороге — всё это определяет особые требования к работникам путевого хозяйства. И далеко не всем они по плечу. В дистанции пути остаются работать только самые преданные своей профессии люди.


Поделиться
admin

Recent Posts

Урок цифры по квантовым технологиям прошел во всех школах Новосибирской области

Открытый региональный урок по теме «Квантовые вычисления и материалы будущего» прошел 14 апреля в лицее…

1 час ago

В Новосибирской области расширена образовательная программа для участников программы «Герои НовоСибири»

В регионе расширили возможности образовательной программы для участников проекта «Герои НовоСибири». Сроки обучения увеличены с…

22 часа ago

Почётную грамоту вручили Владимиру Ивановичу Денку

Минувшая планёрка в администрации района началась не традиционно с доклада заместителя Главы, а с вручения…

1 день ago

Первые в России: тысяча воспитанников зачислена в детские сады Новосибирска по цифровым договорам

Комплектование групп в детские сады стартовало в марте. К его началу в рамках внедрения стандартов…

1 день ago

Блеснули талантами

Центр развития и продвижения творчества и искусства «Волна звука» провёл областной конкурс-фестиваль вокального хореографического и…

2 дня ago

Убинские призывники прошли комиссию

В Убинском районе на прошлой неделе прошла весенняя призывная кампания, которая стартовала по всей России…

2 дня ago

This website uses cookies.