Твои люди, село

Больше сорока лет учитель географии знакомил невских учеников с нашей планетой

Кратко

Село Александро-Невское отмечает 125-летие со дня образования в начале августа. Именно поэтому корреспонденты «Убинского вестника» отправились в командировку: осветить жизнь на селе и побеседовать с заслуженным человеком.

Поделиться новостью

Село Александро-Невское отмечает 125-летие со дня образования в начале августа. Именно поэтому корреспонденты «Убинского вестника» отправились в командировку: осветить жизнь на селе и побеседовать с заслуженным человеком.

Всё село знает и гордится своим Педагогом с большой буквы — Т. П. Миронченко.
Татьяна Петровна — почётный работник общего образования! Инициативная, умная, активная и заразительно оптимистичная женщина любезно согласилась рассказать о жизни, школе и о себе.
Почему же она всё-таки выбрала профессию педагога?
— Мне с детских лет хотелось делиться своими знаниями, опытом с другими — лучше учителя это никто не сделает, — рассказывает Татьяна Петровна.
Учитель — творческий человек, но обращается он к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую. Воспитывает своей личностью, знаниями и любовью, своим отношением к миру.
За годы работы Т. П. Миронченко ясно поняла, в чём состоит главная задача педагога, какими чертами характера он должен обладать. Труд учителя тяжёлый и ответственный! Он в ответе за молодое поколение: каким оно будет — таково и будущее страны. Педагог прежде всего должен любить детей. Без любви к ним нельзя даже подходить к школе. Разумеется, он должен быть честным, справедливым, объективным, добрым, внимательным.
Татьяна Миронченко отработала в школе 43 года. С чего же начался её профессиональный путь?
Родилась Татьяна Петровна далеко: на Камчатке в 1947 году. Позже волей судьбы её родители оказались в Сибири: переехали в Венгеровский район на родину отца. Затем пожили в селе Легостаево.
И вот через некоторое время — село Убинское, где девушка в 1965 году и окончила 11 классов. Это была огромная школа. Жаль что сгорела. В ней учились больше тысячи человек. Тогда в одном только классе было по сорок учащихся.
По окончании школы Татьяна поступила в Новосибирский педагогический государственный институт. Естественно-географический факультет, который теперь стал институтом при университете ИЕЭН (институт естественных экономических наук) выбрала случайно — за компанию с подругами. А он оказался судьбоносным моментом в жизни молодой девушки. С первого курса у студентов были полевые практики в разных районах области, а на последнем курсе отправлялись в путешествие на дальнюю практику. Где только ни была молодая учительница — и в Москве, и в Польше. В 1970 году, окончив институт с красным дипломом, молодой специалист по распределению была направлена в Александро-Невскую школу, в которой обучалось тогда 627 детей. Её учениками были учащиеся пятых — десятых классов. Встретили молодого учителя гостеприимно. Молодому педагогу понравились сельские жители. Первым, кто её встретил, был И. И. Глинский, бывший директор школы. С ним довелось поработать всего десять лет. Поддержал и помог ей тогда председатель совхоза В. Н. Кузнецов. Этим замечательным людям Татьяна Петровна до сих пор очень благодарна. Один год работала учителем географии, затем десять лет заместителем директора по воспитательной работе, тогда эта должность называлась организатор внеклассной воспитательной работы. А потом возглавила школу. Но не забывала и своей основной профессии.
Сколько же обязанностей лежит на плечах директора школы!? Он должен всё знать, видеть, понимать… Руководитель тогда хорош, когда есть кем руководить, необходимо умело и грамотно подбирать кадры. Директор должен уважать каждого педагога, считаться с его мнением а, если надо, то и помочь.
— Директор школы — главный рулевой! Когда есть коллектив, тогда по плечу решать проблемы воспитания и образования учащихся. А сколько ещё хозяйственных вопросов! А инновационная деятельность! Тяжёлая ноша — быть директором! — улыбается Т. П. Миронченко.

Огромный объём работы и ответственность требовали колоссального напряжения сил. А что было для педагога отдыхом?
Не сразу Татьяна Петровна пришла к выводу: надо умело планировать свой рабочий день, тогда и найдётся время для отдыха. Моя героиня любит работать на земле, бывать с семьёй на природе.
— Можно найти время на всё, было бы желание, — смеётся учитель.
Самые счастливые годы для учителя были тогда, когда работала замдиректора по воспитательной работе: деятельность была связана с комсомолом. До сих пор Татьяна Петровна хранит записные книжки с отзывами учеников.
Маленький человек, выходя из стен школы, должен становиться не только взрослым, но и значимым для страны. Общаясь с педагогом, корреспонденты «районки» заметили, что на её столике стоит рамка с фотографией любимых учениц — Сажиды Абдулиной и Галины Родько. Кстати, последняя училась в аспирантуре, а теперь участвует во всех программах, конкурсах, была учителем года в городе Новосибирск, мечтает заниматься наукой. Бывший педагог и её последователь поддерживают тёплые отношения, помогают друг другу. А вообще, вспоминает Татьяна Петровна, где-то человек семь из её учеников окончили географический институт.
— Самые дорогие, самые любимые ученики — это те, кто пошёл по моим «стопам», — признаётся Татьяна Миронченко.
По мнению педагога качества, которые больше всего ценит в учениках, — доброжелательность и порядочность, интерес к знаниям и умение учиться и трудиться.
— Дети, думаю, никогда не прощают фальши, поэтому и ценят больше всего справедливость, честность,— говорит Т. П. Миронченко.
Почему же преподаватель выбрала именно географию своим предметом?
— Как может быть не география?! Наука, вобравшая в себя всё и даже больше: от недр Земли до космических пространств, от всех стихий природы до новой стихии планеты — человека и плодов его деятельности, — уверенно отвечает учитель.
— Я ни разу не пожалела, что отработала больше сорока лет в этой школе. Могу считать себя счастливым человеком: всегда занималась тем делом, которое любила и делала это с искренним сердцем, — признаётся Татьяна Петровна.
Дети все разные, поэтому географ в своей работе применяла к каждому индивидуальный подход. Когда в классе тридцать человек, тяжело всеми управлять, но класс из одного-двух учеников — это не класс. Нормой считается человек 15-20. В небольшом классе, где уровень знаний слабый, равняться не на кого — не за кем «тянуться».
Педагог вспоминает, как раньше проходили экзамены. Экзамен — это всегда волнение как для учителя, так и для ученика. Поэтому, чтобы подготовить детей психологически, педагогический состав Александро-Невской средней школы под чутким руководством Татьяны Петровны с пятого класса вводили по одному переводному экзамену. Для того, чтобы в выпускных классах уже было легче.
У Т. П. Миронченко много наград, Благодарностей и Грамот. Вот лишь самые значимые: в 1985 году награждена значком «Отличник народного просвещения», в 2001 году за заслуги в области образования РФ получила нагрудный знак «Почётный работник общего образования» и большой опыт научно-исследовательских работ.
Что касается личной жизни учителя, это обычно на втором месте после работы. Встретиться с будущим мужем помогли друзья и коллеги. В 1988 году, Татьяне Петровне тогда было 42 года, сыграли свадьбу. Супруг учительницы — Леонид Данилович — во всём её поддерживает, где что по хозяйству помочь или где какой вопрос решить в школе. Неужели молодой учительнице не хотелось побыстрей «выскочить» замуж?
— Хотела, но было некогда: была увлечена работой, что и годы не заметила. Директор, завуч… Всю жизнь посвятила работе! — вздыхает педагог.
Татьяна Петровна никогда бы не поменяла свою профессию: очень любит детей.
Учитель, как губка, должен ежедневно впитывать в себя всё новое. Если детям интересно на уроке, а учитель яркий, творческий — дисциплина обеспечена.
— Результаты нашей работы не всегда видны сразу: иногда они проявляются спустя годы, когда ребёнок уже давно покинул школу и добился карьерных вершин. Узнавать об этом — лучшая награда! — подытожила Татьяна Петровна.

Поделиться новостью