Невские школьники узнали историю своих сёл
Кратко
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает её.
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает её.
Для учащихся начальных классов Александроневской средней школы член лекторской группы Совета ветеранов–педагогов района и учитель школы Татьяна Петровна Миронченко провела внеклассное мероприятие «О чём рассказывали улицы моей малой РОДИНЫ».
Занятие было направлено на формирование гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством краеведческой деятельности: формирования у маленьких жителей чёткого понятия исторической характеристики своего села, родного края; на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – села Александро–Невского и посёлка Белозёрного. На мероприятии ребята изучали, повторяли, узнавали об истории улиц своего села; рассмотрели основные краеведческие понятия; особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего села.
Село Александро–Невское Убинского района Новосибирской области является центром Невского сельского поселения. Александро–Невской земле повезло с местом её рождения. При первом взгляде на карту нашей страны может показаться, что село затерялось среди бескрайних просторов Евразии. Оно расположено за четыре тысячи километров от побережья Балтики, за шесть тысяч километров от берегов Тихого океана. На Юго–Востоке Западной Сибири, в глубоком континентальном районе материка.
Наше село расположено в наиболее благоприятной для жизни людей — лесостепной части Западно-Сибирской равнины, в её разнообразных лесных и степных ландшафтах. Всего в десяти километрах от Транссиба и от автомагистрали.
Положение в контактной зоне территорий с разными природными условиями создаёт предпосылки для развития хозяйства. Эти условия способствовали появлению и закреплению первых переселенцев из европейской части России.
«…Село основали переселенцы из Полтавской, Пензенской, Тульской и Витебской губерний. Село Александро-Невское было образовано из двух сёл: Александро-Невского (Тишинского) и Мариинского. В селе Александро-Невское жили переселенцы из Полтавской и Пензенской губерний. Мариинский посёлок заселялся людьми из Тульской и Витебской губерний. Село Александро-Невское относилось к Тоскаевой волости Барабинского района, а Мариинский к Убинской волости Каинского уезда.
До прихода переселенцев в этой местности жила семья ссыльного — Гордея Феодосьевича Тишина с Агафьей Акимовной и их детьми Анфисой, Егором и Сидором. Переселенцы приехали в 1896 году, ехали добровольно, но государство оказывало им помощь, были снижены цены на железнодорожные билеты. Доехали до Омска, дальше ещё не было железной дороги, тогда уехали в Павлодар, но там не понравилось, и вернулись в Омск. К этому времени железная дорога была проложена до Барабинска. Место поселения выбрали там, где больше было леса. Таким местом оказалось будущее село Александро-Невское. Переселенцы из Полтавской губернии поселились на одной улице. Первое время жили в землянках. Строили хаты, похожие на украинские: крыши крыли соломкой, полы были глинобитные, дома строили пятистенные, крытые соломой и земляными пластами. Земля не распределялась, каждый занимал место, где хотел. Под пашню вырубали леса. Пашни одного хозяина могли быть в разных местах. В посёлке Мариинском земля распределялась. Первое время землю обрабатывали сохой. Зерно мололи ручными мельницами, затем стали строить частные ветряные мельницы. Посуда была деревянная, глиняная — удлиненной формы. Избы освещали лучинами или коптилками, для горения которых использовали жир. Одежду носили домотканую, холст ткали из конопли и льна. Из шерсти вырабатывали грубое сукно. Кожу сами выделывали и шили обувь. Главным занятием было земледелие и разведение скота, некоторые занимались охотой. В селе беднякам приходилось батрачить у зажиточных людей. Люди были неграмотными, школы не было, потом грамоте стали обучать на дому. Постоянная школа образовалась в 1909 году, всего было три класса. Эта школа была при молельном доме. Первыми учителями были Виктор Михайлович Мелеев и Прасковья Михайловна. Многие не учились, особенно девочки.
Сегодня село состоит из четырёх улиц. Они, как лучи солнца, расходятся от здания администрации сельсовета на Северо–Восток, Восток, Юг и Запад. Самая молодая улица – Школьная. Она начала строиться и заселяться в восьмидесятые–девяностые годы прошлого века. Улица Новостройка отстраивалась в шестидесятые–семидесятые годы. В это время образовался Невский совхоз. Строилось жильё для молодых специалистов совхоза и школы. Жильё строилось наспех из готовых камышитовых стен, без благоустройства. Самые старые улицы – это Кузбасс (бывший посёлок Мариинский) и улица Красная Нива (бывший посёлок Тишинский).
В результате более полувековой истории развития села Александро–Невское, культуры народов, населявших в разные периоды данную местность (русские, украинцы, белорусы, немцы, калмыки и другие), как–то растворились в культурах русского и украинского народов. Возможно, это произошло потому, что украинцы, как более многочисленный и компактно проживающий народ, сумели сохранить свою культуру. Их проживало в 1940 году на улице Красная Нива, бывший Тишинский, 851 человек. По улице Кузбасс, бывший Мариинский, проживало лишь 426 человек. Односельчане до сих пор называют улицу Красная Нива «Хохлами» и считают её историческим ядром села Александро–Невское.
В 1922 году образуется СССР. В 1923–1926 годах осуществляется новое административно–территориальное деление страны. В результате этого деления, в 1925 году, Убинская волость преобразуется в район. В его составе выделяются сельские советы, в том числе – Невский сельский совет. В его состав и вошли объединённые два села. Согласно приведения в адресный порядок территорий Росстатом, с 2005 года село стало называться Александро–Невское».
Малая Родина играет важную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, необходимо знать его прошлое и настоящее. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему селу, людям, живущим в нём. Помогает сохранить историю своей малой Родины.
От себя лично и от обучающихся начальных классов говорим слова благодарности Татьяне Петровне за интересное и познавательное проведённое мероприятие.