На днях лекторская группа районной организации ветеранов педагогического труда посетила Владимировскую среднюю школу. Цель поездки — методическая помощь руководителям двух музеев и две встречи с учащимися.
Нужная тема
Сначала ветераны-лекторы побывали в Орловской основной школе. Это структурное подразделение Владимировской образовательной организации. В Орловское привозят черномысенских ребят, вместе с которыми здесь девять учеников.
Есть в школе просторный кабинет, но без парт: тут располагается школьный музей. Экспонатов пока немного, будет больше, если жители принесут сюда старые фотографии, предметы быта, ненужный в хозяйстве инвентарь, электроприборы, сундуки как с содержимым, так и без него, многое другое. Предметы материальной культуры — информация о том, как и чем жили земляки во времена далёкие и не очень.
Рядом со школой обелиск участникам Великой Отечественной войны. Беседуя с младшеклассниками, я говорила о тяжёлых испытаниях воевавших и тружениках бородинского тыла. Ребята рассказали, что выбитые на памятнике фамилии — память о ковавших Великую Победу. Наперебой вспоминали, как вместе с учителями и родственниками ходили сюда с цветами, а ещё зажигали свечи Памяти. Дети помнят, как шли в Бессмертном полку, держа фотографии родных, защищавших страну от фашистских захватчиков.
В коридоре на стене три ряда чёрно-белых фотографий участников войны. Есть здесь и портрет учителя русского языка и литературы Николая Прокопьевича Шутылева. Имеется в школе пожелтевший от времени документ, печальное известие подписано начальником госпиталя, где от ран погиб солдат Великой Отечественной войны Алексей Иванович Никитин.
Черномысенские сестрёнки Надя, Люда, Поля Гавриченко никогда не видели Афанасия Никифоровича Пашкова, чья фамилия на сельском обелиске. Это воевавший на фронте отец родной бабушки.
Хорошо, что учителя начальных классов говорят с детьми о далёкой от них войне. Нужная, необходимая эта тема сегодня и всегда.
Руководитель лекторской группы Ф. А. Каримова рассказывала ребятам, которые постарше, о послевоенном вкладе тружеников совхоза «Бородинский» в восстановление и развитие родного хозяйства. Внуки, правнуки услышали фамилии своих бабушек, дедушек, прославивших ратным трудом малую родину. Тоже нужная, необходимая эта тема сегодня и всегда.
Интересный разговор
Владимировская школа, как и все образовательные организации района, принимает участие во Всероссийском проекте «Классные встречи». Это, как всегда, вопросно-ответная беседа.
Владимировские педагоги хорошо подготовили ребят ко встрече с тремя бывшими учителями из Борисоглебки, Новогандичёво, райцентра. Но одно дело услышать из уст людей, которых ежедневно видят в школе, другое — глаза в глаза говорить с теми, которые по возрасту как родные бабушки, а то и старше. Это поколение помнит жизнь в Советском Союзе, перестроечное время и последующее за ним.
Беседа прошла обоюдно доверительно. Направляли разговор председатель школьного Совета Первых Влада Калялина и её заместитель Арина Григорьева. Вопросы ребята продумали заранее, поскольку часто их интересуют приехавшие как личности. Не мы первые были «экзаменованы» владимировскими парнями и девушками.
Нас попросили рассказать о карьерной дорожке. Путь в профессию лежал у каждой из нас через получение любимой специальности учителя.
Г. И. Полянкина родилась в Новосибирске. В наш район Галина Ивановна прибыла по распределению и учила математике сельских ребят. Г. И. Полянкина стала одним из лучших директоров школ. Галина Ивановна — Почётный гражданин района. В Новосибирск наша землячка теперь ездит в гости к родственникам да по общественным делам. Галина Ивановна — одна из лучших в области председатель районного сообщества ветеранов-педагогов. Карьера состоялась, решили ребята.
Ф. А. Каримова родом из Качёмки. Была учителем, директором, секретарём райкома комсомола. У Фаины Александровны тоже большой опыт общественной работы, потому она по праву является заместителем председателя районного Совета ветеранов по идеологической работе. Карьера удалась, посчитали ученики.
Автора этих строк жители района знают по публикациям в «Убинском вестнике». Кожурлинские и убинские подростки сидели у меня на уроках истории и литературы. Родилась я в Томске. Карьера получилась, сделали вывод ребята.
Вопросов было много. Да каких! Чем заполнено время свободное от домашних, общественных дел? Достигнуты ли намеченные в молодости цели? Какой самый запомнившийся момент в жизни? Но что эти вопросы по сравнению с заданным Тимуром Гамаоновым:
— Сможете рассказать о самом своём постыдном поступке?
Смогли. Пришлось откровенничать. У всех людей случаются разные ситуации. На лицах ребят довольные улыбки, мол, вот мы вас как обескуражили. Но так полнее были нарисованы три портрета приехавших ветеранов-педагогов.
Классные встречи очень нравятся ребятам. К школьникам приезжают люди разных профессий, интересов, судеб. Это помогает ученикам понять, что жизненная дорога слагается непросто и в ней много составляющих. Школьники практикуются в умении вести разговор, не комплексовать.
Зашли мы, как обычно, в особый кабинет. В нём формируется школьный музей. Г. И. Полянкина довольна:
— Хорошо, что идёт пополнение экспонатов.
Это так. Не возбраняется и всем желающим подарить в хранилище памяти малой родины то, что нужно будет потомкам для воссоздания жизни предыдущих поколений.
Для чтения лекций мы обязательно позже приедем к владимировским ребятам.
Впереди у нас — встреча с кожурлинскими учащимися. Знаем: там тоже состоится интересная беседа.