Рождение газеты — трудоёмкий процесс!
Кратко
О том, что материалы в газету пишет корреспондент, а правит их редактор, знают все. Но добрая половина тех, кто выписывает «районку», скорее всего, не догадывается, как происходит сам процесс подготовки её к печати. Каждый номер газеты тщательно планируется. Существуют постоянные рубрики, материал для которых подбирается регулярно и целенаправленно. Также необходима координация работы сотрудников редакции, получающие специальные задания к выходу того или иного номера.
О том, что материалы в газету пишет корреспондент, а правит их редактор, знают все. Но добрая половина тех, кто выписывает «районку», скорее всего, не догадывается, как происходит сам процесс подготовки её к печати. Каждый номер газеты тщательно планируется. Существуют постоянные рубрики, материал для которых подбирается регулярно и целенаправленно. Также необходима координация работы сотрудников редакции, получающие специальные задания к выходу того или иного номера.
Все эти функции в редакции выполняет человек, должность которого называется «ответственный секретарь». В нашей газете в этой должности с 2019 года трудится Н. В. Мазурова. Свою работу она знает прекрасно, буквально «на автомате» решает большинство из возникающих вопросов.
По незнанию наши читатели часто думают, что ответственный секретарь — это «секретарша» при редакторе. На самом деле, у редактора районной газеты никогда не было и нет личного секретаря. Секретарь же ответственный — это штаб редакции, средоточие творческого процесса. Пишущие сотрудники, прежде чем идти на общую «планёрку» к главному редактору, все свои планы, командировки и темы согласовывают с ответственным секретарём.
— Журналистика для меня — это не просто профессия, — рассуждает Наталья Викторовна. — Не призвание и не судьба… Это образ жизни! Если это не твоё, человек в таком ритме может прожить три месяца, не больше. Я, кстати, в редакции работаю шестой год. Начинала ещё с должности менеджера по рекламе. Так что, уж если твоё — с «районкой» расстаться невозможно!
Итак, после того, как в понедельник очередной выпуск газеты сдан в печать, во вторник утром всё начинается сначала. Перед коллективом редакции встаёт вопрос: что же будет в следующем номере?!
Написание материала в газету всегда начинается с поиска идеи. Опытный журналист, как может показаться со стороны, начинает свой рабочий день с привычного ритуала — читает информационные новости, разбирает письма, запросы, поступившие по электронной почте, изучает издания коллег, краем глаза смотрит мировые и местные новости. Будь то культурные или спортивные мероприятия, сельские новости или люди, о чьих профессиональных заслугах хочется поведать читателю. Именно этим, казалось бы, обычным делом, и занята Наталья Викторовна каждым утром. Во вторник она всё подытожит, разложит по полочкам.
Когда материалы отобраны, творческий состав коллектива собирается на «планёрке» у Е. Н. Кузнецовой, руководителя, главного редактора газеты. На повестке дня обсуждают актуальность, своевременность и подачу информации. Какая из тем пойдёт на первую полосу, кому из пишущих сотрудников достанется тот или иной материал. После того, как задания получены, приходит момент их реализации. Сотрудники расходятся по своим кабинетам: процесс запущен. То и дело слышатся в коридорах редакции телефонные разговоры, в которых уточняется информация, назначаются время и место встречи с героями наших публикаций. Теперь в течение недели, а зачастую и в выходные, пишущие сотрудники, в том числе и Н. В. Мазурова, будут прорабатывать информацию и писать заметки, корреспонденции, зарисовки… В отличие от всех остальных, на Наталью Викторовну ложится ответственность за правильность написания текстов, которые корреспонденты сдают ей на проверку. Именно она раньше корректора и уж тем более редактора, увидит, что же натворил корреспондент.
После тексты в электронном виде передаются в умелые руки дизайнера-верстальщика А. В. Кирпиченко.
11 лет в этой должности в нашей редакции работает Алексей Владимирович. Специального образования по профессии не получал, поэтому он — самоучка.
— Вообще вёрстка и дизайн – это разные профессии. Верстальщик — это внимательность и усидчивость. Дизайнер – нестандартность мышления, — рассказывает мой коллега.
А ещё — это ненормированный рабочий день. Творческий процесс идёт постоянно. Если нет идеи и представления о проекте, то невозможно сделать полосу красивой. Мне стало интересно, сколько же времени занимает вёрстка и дизайн полосы?!
— Вёрстка — это расположение текста по колонкам, а дизайн – это сама задумка, стиль газеты, где текст будет расположен, каким шрифтом, каким наклоном, на плашке или нет. Вёрстка бывает прямая, ломаная, мозаичная, вертикальная, горизонтальная и другие.
Поэтому трудно сказать, сколько времени уходит: бывает, одну полосу делаешь два часа, а пять полос – за тридцать минут, — сосредоточенно, не отвлекаясь от рабочего процесса, рассказывает Алексей Владимирович.
Верстальщику нужно быть готовым в любой момент снять материал с газетной полосы и заменить его на другой, даже если до отправки номера в печать остаётся всего несколько минут. Или вовремя сподвигнуть ответственного секретаря на то, чтобы она оперативно нашла и оформила информацию, которая заполнит «дыру» на полосе. Я уже не говорю о рекламе. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы хотя бы один платный «прямоугольник» не вышел в газете вовремя или вышел с ошибками.
Несмотря на то, что с Алексеем мы работаем в одной организации, да в принципе, и за работой наблюдала неоднократно, но знаю о его деятельности поверхностно. Мне всегда интересно узнавать о людях и их профессии.
Так, на прошлой неделе, за профессиональным советом к Алексею приезжали ученики Раисинской средней школы. Ребята решили создать школьную газету, и когда появился вопрос, а как же её сверстать и в какой программе, дети со своим педагогом приехали в редакцию газеты «Убинский вестник». Пока А. В. Кирпиченко рассказывал школьникам о создании газеты и тонкостях вёрстки, я тоже с любопытством слушала его рекомендации.
— Вообще, если начинать с нуля проект газеты, это очень долгий процесс: сначала нужно придумать и оформить «шапку» газеты, чтобы всё это соответствовало названию и стилю всего номера. Основная задача при оформлении состоит в правильном размещении материала на полосе, выделении главного, умелом использовании гарнитур, кегля и начертания шрифтов, шрифтового и композиционного выделения заголовков на полосе, выразительного иллюстрирования материала, — со знанием дела разъяснял верстальщик.
К процессу создания газеты причастны многие люди, и все они по-своему интересны. О некоторых вы даже не догадывались, но теперь, думаю, знаете немного больше о дизайнере-верстальщике и ответственном секретаре.
Но всё же вернёмся к нашей газете. После того, как напечатанный материал свёрстан, он проходит пристальную проверку корректором Г. А. Дохиным, затем снова попадает в руки к ответственному секретарю. После очередной проверки Н. В. Мазуровой газета в распечатанном виде поступает на стол к главному редактору. Е. Н. Кузнецова вычитывает каждую строчку, отслеживает каждую запятую… Мимо её зоркого взгляда не ускользнёт ни одна деталь!..
И вот прошедшая несколько этапов проверки газета отправляется в печать. И уже в среду наши читатели получают свежий выпуск, в то время, когда мы уже трудимся над следующим номером! И так не завершится эта круговерть никогда.