Шахматы — игра серьёзная, как сама жизнь!..
20 января председатель районного совета ветеранов Елена Куц и руководитель районного местного отделения партии «Пенсионеры России» Мария Соколова — организаторы — дали старт соревнованиям по шашкам и шахматам среди пенсионеров.
Главный судья соревнований Илья Лосев, преподаватель физической культуры Убинской средней школы № 2, напомнил участникам о едином режиме времени для всех: думать над очередным ходом не более десяти минут.
Седовласые соперники, поприветствовав друг друга, расположились напротив за столами. «Время пошло!» — скомандовал судья соревнований. Стихли разговоры: шашисты и шахматисты сосредоточились. Многие из ожидавших своей очереди на игру временно стали болельщиками. Чувствовалось, что среди участников есть очень сильные спортсмены, а взмах руки, означающий явный проигрышный ход, порой действительно сменялся окончанием партии.
— Павел Владимирович, ты это или нет? Масками закрылись и не узнать, — приветствую только что выигравшего партию в шашки Павла Короткова и предлагаю: В шахматы поиграем?
— Готов, — широко улыбаясь, отвечает пенсионер, ветеран труда, — но только в шашки.
…Мой собеседник вклинился в очередь на следующую игру. Он — уроженец села Крещенское, но уже давно обосновался в райцентре. В семидесятых годах Коротков работал начальником Крещенского аэропорта. Расспрашиваю о его родном селе, о людях, проживающих в ста километрах от Убинского, о безжалостном нынешнем ковидном времени. Павел Владимирович рассказывает:
— Крещенское всегда было крепким: домами, людьми, традициями, общими трудностями и, конечно, радостями. В семидесятые годы в Крещенском было два леспромхоза, лесхоз, колхоз имени Жданова, метеостанция, аэропорт — это ведь рабочие места, общие цели и задачи, это помощь семьям. И это очень сплачивало людей.
— Расскажите подробнее о работе начальником Крещенского аэропорта.
— Прекрасное было время. Пассажирские маршруты, проходящие через Крещенское, обслуживали Новосибирская и Барабинская авиаэскадрильи гражданской авиации. Пассажиропоток по тем условиям был приличный — рядом всё же два достаточно крупных города: Куйбышев и Барабинск. Мы принимали самолёты АН-2 и ЯК-12, который почему-то называли такси. Они по расписанию прибывали на аэродром, пассажиры по билетам проходили в салон — и на взлёт.
— Павел Владимирович, с чего начинался рабочий день работников аэропорта, и как он строился?
— Рано утром я связывался с метеостанцией, получал информацию о готовности взлётно-посадочной площадки к приёму самолётов. Учитывать надо было любые колебания погоды. А уж если метель, ливень, сильный ветер, то полёты запрещались.
— Скажите, кто был в штате Крещенского аэропорта?
— Начальником был я, совмещая ещё обязанности радиста, затем рабочий и техничка.
— Да, вашим малочисленным коллективом и хвост «кукурузника» не занесёшь. Но, случались же, наверное, местные ЧП: скажем, ночью обвальный снегопад, а под утро всё прекратилось, и выглянуло ясно солнышко. Неужели дню пропадать в его лучах. К тому же пассажиры уже с билетами, перед ними — ответственность…
— Такие случаи были. В обычном режиме мы сами готовили взлётно-посадочную полосу, но когда работали в режиме ЧП, приходилось обращаться к председателю колхоза либо директору лесхоза. Да в любое предприятие, имеющее технику, чтобы и просить расчистить взлётно-посадочную полосу. Расчищали, трамбовали и прикатывали катком площадку, если надо. На такие случаи, кстати, у нас была договорённость с руководителями — они исправно оказывали помощь. Тогда вопроса о дисциплине как-то не возникало: все понимали свою ответственность перед пассажирами. Просто люди были совестливыми, осознавали, что участвуют в оказании очень важной услуги — в пассажирских авиаперевозках.
— Скажите, как было развито тогда автобусное сообщение?
— В то время, а это начало семидесятых годов, транспорта было мало, регулярного автобусного сообщения с центральными сёлами северного направления ещё не было, дороги были в плохом состоянии.
— Но если дороги не ухожены, то как можно было крещенцам добираться, например, до райцентра?
— Как ни странно, очень выгодно можно было попасть в Убинское самолётом. Для этого требовалось дать «кругаля»: сначала самолётом долететь до Барабинска, что занимало сорок минут, потом электричкой — до Убинки, это ещё полтора часа. В общем, два часа — и ты в «столице» огромного по площади района. До Новосибирска крещенцы долетали за час. До села Чумаково лёту всего двадцать минут. Скорость тех самолётов была чуть больше двухсот километров в час. Это действительно давало большие преимущества перед любым видом транспорта, и поэтому считалось бесценным плюсом для сельского населения.
— Получается, что жители Крещенского пребывали в привилегированных условиях?
— Да, можно сказать и так. Во всяком случае, при необходимости наши жители могли в течение часа с небольшим прямиком попасть на приём в Облбольницу, посетить любые учреждения, купить товары в городских магазинах. Нередко жители соседних сёл приезжали в наш аэропорт и могли вылететь в Барабинск, Новосибирск. Пассажирские рейсы планировались до обеда. Но мне было дано право организовать вылет самолётов дополнительно — для этого требовалось лишь запросить соответствующие службы, и полёт производился.
— Павел Владимирович, когда Крещенский аэропорт был закрыт и почему?
— Он работал почти до развала СССР. Причин, я думаю, было много: скорее всего, «задушил» остаточный принцип финансирования. Прекратила своё существование не только сельская пассажирская авиация, но и сельскохозяйственная отрасль, дававшая и дополнительный урожай, и доставку грузов. В сохранившихся помещениях в настоящее время разместился пункт МЧС, сам аэропорт сгорел, взлётно-посадочная площадка осталась, в настоящее время обслуживается и используется в период чрезвычайных ситуаций.
Мы не только поговорили с Павлом Владимировичем, но и с удовольствием приняли участие в соревнованиях. А заодно ощутили в полной мере справедливость мудрости: «шахматы — гимнастика для ума». Это применимо и к шашкам. Возникшую невзначай паузу в нашем общении заглушил возглас одного из участников соревнований:
— Как проиграл? — возмущённый голос донёсся из угла кабинета. — Как проиграл? Фигуры все на месте, а говорите: «проиграл»… А-а-а, точно: «продул» партию, — сокрушается неподдельными эмоциями ветеран. Это была последняя игра турнира.
Организаторы соревнования задержались в кабинете районного Совета ветеранов, чтобы подвести итоги, а заодно определиться, в чём конкретно и как усилить организационные стимулы участников соревнований по шашкам и шахматам.
— По-моему, соревнования вызвали большой интерес среди ветеранов и пенсионеров, что, соответственно, показывает количество участников. Теперь мы можем проводить их в два этапа: выявлять победителей в «первичках», а затем направлять их на районные соревнования, — подвела первый итог Елена Куц. — Для меня важно, что сегодня выделился актив, который может постепенно восстановить районные традиции, в том числе — проводить тренировочные занятия. Предлагаю этот кабинет по четвергам с двух часов до пяти часов дня предоставлять во владение любителей шашек и шахмат для тренировок. Уверена: это будет способствовать повышению мастерства. Кстати, мы подготовили шашечные и шахматные комплекты и готовы передать их во все первичные организации.
Мария Соколова поздравила победителей и рассказала, в чём секрет успеха:
— Мы своей командой довольно часто выезжаем на областные соревнования. Но успех участников всегда приходит, если они заранее готовятся, тренируются. Считаю правильным закрепить один день для тренировок и проводить шахматные баталии здесь, в этом кабинете.
Секретарь районного Совета ветеранов Галина Антошина поделилась своими впечатлениями:
— Неоднократно ездила на зональные соревнования. Конечно, интересно пообщаться и узнать, как работают организаторы подобных мероприятий в других районах. Среди победителей часто встречаются и мои знакомые, поэтому расспрашиваю, как у них решаются организационные вопросы. В Чановском, Барабинском и других районах труд организаторов соревнований оценивается высоко и оплачивается. Как правило, секции по шашкам и шахматам для ветеранов работают при районных Домах культуры. Заинтересованность всегда важна, и там она приветствуется: в результате такая работа способствует массовости соревнований, стимулирует активность пожилых людей.
В заключение хочу заметить, что в прошедший четверг с 14-00 многие пенсионеры пришли на тренировку в кабинет председателя районного Совета ветеранов. Наблюдая за ними, нетрудно было понять: как важно для пожилых людей общение, а регулярные тренировки — жизненно важный аргумент к развитию своей памяти и силы воли. Чтобы иметь успехи, как минимум — на шахматной доске. Правильно заметил один из них: «Шахматы — дело серьёзное, как сама жизнь!..