Твои люди, село

Старшее поколение. Учительская дорога

Кратко

Поделиться

Поделиться    Примером настоящего педагога для многих поколений коллег Убинского района является отличник народного просвещения Л. С. Сизова. Это звание Людмила Семёновна получила за высокий профессионализм. Школа для неё — место верной службы молодому поколению. И школа эта — Борисоглебская. Есть у […]


Поделиться
Поделиться

Примером настоящего педагога для многих поколений коллег Убинского района является отличник народного просвещения Л. С. Сизова. Это звание Людмила Семёновна получила за высокий профессионализм. Школа для неё — место верной службы молодому поколению. И школа эта — Борисоглебская.

Есть у Людмилы Семёновны особая дата. С днём рождения поздравят первую учительницу бывшие ученики. Этой благодарности удостаиваются педагоги, отдающие своё сердце воспитанникам. Ведь ребята, научившиеся у Людмилы Семёновны читать, писать, решать задачи, правильно говорить, навсегда запомнили главный её урок. Он таков: изучай не только русский язык, математику, но и становись настоящим человеком. Пожелают благополучия ветерану педагогического труда и коллеги, и земляки, потому что Людмила Семёновна уважаемый в Борисоглебке человек.

Мама Людмилы, Фаина Петровна, работала в Первой Николаевской школе учительницей начальных классов. Обе её дочери тоже хотели стоять у классной доски с мелом в руках и ставить красными чернилами оценки в ребячьих тетрадях. Мечты Людмилы и Галины сбылись.

Маленькая Людочка иногда бывала на уроках мамы. Нравилось, что Фаина Петровна умеет одновременно учить ребят двух классов: второго и четвёртого или первого и третьего. Она очень просто объясняла, как складывать, вычитать, умножать или делить числа. Какой у мамы почерк, все буквы как в прописях. Вот стать бы такой же учительницей!

Людмила окончила семилетнюю школу в Первой Николаевке. В то время каждый выпускник вместе со свидетельством об образовании получал характеристику. В том документе говорилось не только об отношении ученика к изучению предметов, поведении. Здесь указывались и интересы, характеры закончивших школу.

Людмила получила характеристику-рекомендацию для поступления в педагогическое училище. Девушка восприняла это как одобрение своей мечты стать педагогом. Людмила поступила в Куйбышевское педучилище, сейчас имеющее статус колледжа. До сих пор там дают студентам великолепные знания, но и готовят к сложной дороге по учительскому пути.

В 1966 году Людмила получила диплом учителя начальных классов. Из двух предлагаемых школ молодой специалист выбрала Борисоглебскую.

Девятнадцатилетняя стройная девушка с молодой причёской привыкала к тому, что у неё есть не только имя, но и отчество. Времена были нелёгкие. Ученики молодого педагога — рождённые в послевоенное непростое время и многие со сложными судьбами или обиженные на школу. Почему? Объясняю.

Требования к знаниям учащихся были очень строгие. Неусвоивших программу оставляли на осень. Имеющих две неудовлетворительные оценки оставляли на второй год. Так что иной школьник сидел в классе два-три года, потому был не намного младше начинающей учительницы. Повторять программу не в первый раз по всем предметам им не очень-то и хотелось.
Как всегда, молодому педагогу ученики устраивают испытания. Сама такое проходила и знаю, что выдержать проверку не очень просто.

Парни, что постарше, приносили на уроки карты. Они ловко перекидывали их под открывающимися крышками парт. Такой школьной мебели давно уже нет. Не реагируют играющие на замечания Людмилы Семёновны, не дают объяснять материал, отвлекают одноклассников.

— Не пойду в школу. Поеду домой, к маме, — сказала девушка квартирной хозяйке.
Юная учительница призналась директору, что вместо арифметических задач мальчишки решают карточные. Что за секретный разговор провёл тот с мальчишками, только они притихли. Но Людмила Семёновна поняла: любую ситуацию в классе лучше разрешать самой. Но держать дистанцию между учителем и ребятами необходимо, не переходя границы. С тех пор, идя по сложной учительской дороге, Людмила Семёновна придерживалась этого правила.

Директор Борисоглебской школы В. И. Щербинкин был очень требовательным руководителем. Любил Василий Иванович проверять знания учеников. Учителя при таких «контрольных» не присутствовали. У ребят, которых учила Людмила Семёновна, спрашивал:

— Скажите, пожалуйста, сколько градусов в круге? А в копейке? Сколько минут в часе, а метров в километре? Знаете ли как пишется слово «самолёт» и почему именно так?
После беседы с ребятами довольный их ответами Василий Иванович сказал Людмиле Семёновне:
— Хорошо учила детей.


Появилась у Людмилы Семёновны семья. Под стать жене был муж, славный труженик совхоза «Убинский», потом «Борисоглебский». Неоднократно тракторист Леонид Егорович Сизов получал Грамоты, премии за хорошую работу. Была его фотография на районной Доске почёта. Леонид Егорович стал надёжным помощником жене, понимая, что без поддержки трудно Людмиле Семёновне учить детей, вести общественную работу, быть образцовой хозяйкой. В мире, согласии жили Сизовы и воспитывали дочь.

Когда опыт работы Людмилы Семёновны был признан достойным того, что его не только можно, но и нужно передавать другим, педагог стала делиться секретами педагогического мастерства. И не только в стенах школы. На заседаниях методического объединения учителей начальных классов Л. С. Сизова раскрывала «папку» накопленного опыта.

Уроки Людмилы Семёновны — как обычные, так и открытые — всегда образец. Сама она выдержана, тактична, модна, уважает детей, умеет контактировать с коллегами и родителями. Потому ни у кого не вызвало сомнений в том, что звание Отличника народного просвещения Людмила Семёновна заслужила.

Дома за тетрадками маминых учеников сидела дочка. Тамаре хотелось самой исправлять ребячьи ошибки. Но обмакнуть ручку в красные чернила может только учитель. Помню такие страдания и я. Как и Тамара, брала тетрадный листок, представляя, что это доска. Также выводила число, придумывая название урока, примеры для решения.

Наши мамы не удивились тому, что дочки решили перенять эстафету и пойти по сложной учительской дороге. И Тамара, и я — педагоги в третьем поколении
У Тамары Евгеньевны Струкановой сотни учеников. После Новосибирского пединститута она работает в школе № 1 райцентра. Практику проходила у Людмилы Семёновны. Наши мамы — примеры для дочерей.

У обеих — Людмилы Семёновны и Тамары Евгеньевны — спросила:
— Представьте, что вам предстояло бы вернуться в юность и выбрать профессию. Что бы сделали?
И мама, и дочка, да и я пошли бы по учительской дороге. Так и рождаются семейные династии.
Конечно, профессий тысячи. Но путь в любую начинается задолго до её получения — с первого урока первого учителя…


Поделиться