Культура

В районном Доме культуры перед страшным судом предстали свидетели цареубийства

Кратко

В районном Доме культуры состоялась грандиозная премьера спектакля «Я убил царя» по пьесе Олега Богаева.

Поделиться новостью

В районном Доме культуры состоялась грандиозная премьера спектакля «Я убил царя» по пьесе Олега Богаева.

Пьеса основана на свидетельствах людей, которые жили в 1918 году в Екатеринбурге. Там в это время была расстреляна царская семья, и, как оказалось, у кровавого преступления есть не только исполнители, но и десятки свидетелей. Их показания на допросе записал следователь Николай Соколов. После того, как Соколов эмигрировал во Францию, он издал книгу на основе этих показаний. Книга «Убийство царской семьи» стала популярна: она открыла общественности страшные обстоятельства цареубийства.

К счастью, труды следователя не пропали напрасно. Спустя сто лет драматург Олег Богаев нашёл стенограммы допросов расстрела царской семьи и написал пьесу, сюжет которой построен на монологах свидетелей.

М. Г. Иванов, режиссёр народного театра «Альтаир», подготовил состав заслуженного коллектива народного творчества, в который вошли Ирина Скуратова, Роман Мишурин, Алёна Куц, Евгений Духнов, Анастасия Бухтиярова, Дмитрий Старченко, Дмитрий Пасичник и Елена Тимофеева для раскрытия душ героев спектакля.

У каждого актёра — своя уникальная подача материала, свой ритм. Образы настолько неожиданны и странны, что смотрятся, как головоломки.
В неожиданном амплуа выступила Анастасия Бухтиярова. Она всегда радует зрителей своей игрой на сцене, но в этом спектакле у неё сразу две совершенно разные по энергетике роли. Меняется голос, походка, взгляд. Невероятно, но это всё одна и та же актриса.

Первый образ — официантка в Ипатьевском доме, обслуживающая царскую семью. Она, доверительно подхихикивая, рассказывает следователю про привычки и повадки Романовых.
Со смехом она рассказывает зрительному залу, как издевались над императором, это происходило перед супругой, детьми, перед домашним врачом и прислугой. Последние часы жизни он провёл в страшном унижении. А потом с помощью обмана всю семью повели на расстрел. Второй образ — гимназистки, показывает семиклассницу-отличницу, которая ради того, чтобы оставить свой след в истории, признаётся в убийстве царской семьи. Наивно полагая, что в словах её сомнений не будет ни у кого. В юной девочке нет ни капли сочувствия…

Над царской семьёй глумились все, кто её обслуживал и охранял. Но ведь её могли спасти… Весь Екатеринбург смотрел, как над самодержцем «кружила» банда большевиков и простых обывателей, и никто не пытался помочь. Самое страшное, что в показаниях ни один из свидетелей не высказал сочувствия Романовым, и в спектакле это показано очень наглядно.
Со сцены мы слышим монолог боевого офицера академии Генштаба, которого прекрасно изобразил Роман Мишурин. Офицер говорит в своё оправдание: «Спасти царя? Но как? А вдруг шальная пуля?! И тогда прощай сессия, зачёты, перезачёты…»

Инженер Ипатьев, которого сыграл Дмитрий Старченко, хозяин дома, где находилась семья, на допросе следователя достаёт записную книжку и перечисляет убытки: «А кто мне вещи вернёт? Мне прежняя власть гарантии дала, что всё возместит. Вот извольте: семь кресел, четырнадцать стульев, буфет, письменный стол, семь картин с живописной природой, книг триста томов. Чучела животных — гусь, кабан, медведица с медвежонком. И я уже не говорю о постельном белье. Посмотрел бы я на вас, если бы вы всё потеряли…»

Действительно, буфет и чучела животных — это огромные потери. А жизнь императора и его детей ничего не стоит. Об этом наперебой, по задумке режиссёра, докладывают свидетели убийства.
Дмитрий Пасичник, сыгравший Стрелочника, вкратце поведал зрителю, как управлялись с телами убитых царских особ.
В гибели представителей царской династии были виноваты все. Не нашлось никого, заинтересованного в их спасении.

Максиму Геннадьевичу совершенно точно удалось передать уродство и убожество каждого персонажа: от обслуги до офицеров, от дворянства до крестьянства, от духовенства до атеистической интеллигенции, вывернув перед зрителем наизнанку их «серые души» и показать пустоту и мрак. Глаза у них открыты, но они мертвы. Сколько же низости дремало в этих «православных»? И почему революция вдруг всколыхнула всю эту дремавшую мерзость и обрушила её на головы нормальных людей.

Спектакль «Я убил царя» — это жестокий калейдоскоп «серых душ», называющих себя русскими и православными. Именно они, вышедшие из Ипатьевского дома, стали символом упадка и обывательского равнодушия. Как правильно прожить свою жизнь, дабы не уподобиться народу той эпохи?!

Поделиться новостью