Возвращение в прошлое
Кратко
Поделиться Два года назад по инициативе руководства России создано общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи с одноимённым названием «Движение первых». Его цель — воспитание, организация досуга, формирование мировоззрения подрастающего поколения. Одновременно с этим в образовательных организациях появилась новая форма проведения привычных […]
Два года назад по инициативе руководства России создано общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи с одноимённым названием «Движение первых». Его цель — воспитание, организация досуга, формирование мировоззрения подрастающего поколения. Одновременно с этим в образовательных организациях появилась новая форма проведения привычных всем ранее классных часов. Что же это?
Теперь в школах проходят «классные встречи». Темы их разнообразны, как и формы проведения. В школы приходят люди, интересные ребятам. На встречи с учащимися приглашают достигнувших высоких результатов труда, участников значимых событий для страны, области, района. Приходят к школьникам и занимающиеся общественной работой, увлекающиеся помимо профессиональной деятельности любимым делом. Подобные встречи нужны для воспитания граждан, верных Родине.
Приняли участие в классных встречах в Ермолаевской и Новосёловской средних школах лекторы районной организации ветеранов-педагогов. Ею руководит Г. И. Полянкина.
Классную встречу в Ермолаевской школе открыла председатель Совета первых восьмиклассница Светлана Латыш. Она предоставила слово Г. И. Полянкиной. Галина Ивановна рассказала всем собравшимся в зале ребятам о том, чем занимается возглавляемая ей организация ветеранов-педагогов и представила каждого из приехавших на классную встречу лекторов.
Гости школы не просто ветераны-педагоги и свидетели событий, проходивших на рубеже двадцатого и двадцать первого веков, это их участники. Потому, чтобы рассказать подрастающему поколению о вехах истории в стране и мире и ответить на вопросы ребят, не всегда надо листать страницы учебников. По возрасту некоторые лекторы старше бабушек и дедушек детей. Да и школьникам интересно из наших уст услышать о «далёких» для них временах, которые близки ветеранам, прибывшим для разговора.
Как правило, на классных встречах ребята задают пришедшим много вопросов, порою непредсказуемых для их возраста. Второклассник Матвей Суша поинтересовался, лукаво улыбнувшись:
— Нравится ли вам жить в современном мире?
На непростой вопрос ответила руководитель лекторской группы Ф. А. Каримова:
— Живу в этом мире. Люблю его.
По просьбе ребят каждый из гостей рассказал о своём жизненном пути, запомнившихся случаях из учительской жизни. Так что пришлось рассказать не только о серьёзных событиях, но и курьёзных моментах. И хорошо, потому что создалась атмосфера взаимного интереса и доверия. Затем встречи продолжились в двух аудиториях, в первой были старшеклассники, во второй — ребята помладше.
Старшим школьникам было очень интересно с Ф. А. Каримовой. Фаина Александровна рассказывала об октябрьской, пионерской, комсомольской организациях, на смену которым пришли современные ученические и молодёжные формирования. У лектора большой архив из фотографий и документов, подтверждающих доступно донесённую информацию. Фаина Александровна искусно владеет словом и аудиторией. Встреча со старшеклассниками получилась очень хорошо ещё и потому, что в диалоге приняли участие учителя.
Цена Победы в Великой Отечественной войне — тема классной встречи с младшими ребятами. Спросила, есть ли на сельском памятнике знакомые фамилии творцов Победы. Конечно, ответили: не раз вместе с учителями и родителями ходили сюда. Знают ребята, что ценой крови, смертей, ранений достался стране великий праздник 9 мая. Спросили у меня, сколько человек ушли на фронт из Убинского района. Сказала. Потом на доске записали это число и отняли другое — пришедших живыми. Решили печальный пример, сосчитав количество погибших. Вспомнили, почему Расул Гамзатов написал стихотворение про белых журавлей, и объяснили, что в светлом ясном небе они сливаются цветом с белыми облаками. Учительница второго класса Н. Н. Латыш включила песню «Журавли». Ребята стали серьёзными, задумались и смотрели на небо. Учительница третьего и четвёртого классов Е. Н. Конюк объяснила же всем ребятам понятное слово юбилей, ведь в следующем году будет восьмидесятилетие Великой Победы.
Знают ребята младших классов о том, что идёт СВО. Потому решили отправить защитникам мира рисунки. Юные художники изобразили танки с красными звёздами, солнышко, которое светит на территории военных действий и в Сибири. Бойцы увидят бой глазами ребят, цветы, украшающие землю и радующие людей, птицы в небе.
В Новосёловской школе классные встречи проходили в другом формате. Они сразу начались с диалогов в двух аудиториях. В одной собрались старшие ребята, в другой — младшие.
Ф. А. Каримова не просто гость и лектор. Фаина Александровна приехала в родную школу. Здесь всё дорого, знакомо, потому она трепетно, с волнением отвечала на вопросы детей, чьих родителей, бабушек, дедушек знает. Вопросов Фаине Александровне задавали столько, сколько мы не слышали ни в одной из посещённых школ. Спрашивали, трудно ли быть комсомольцем, как работал школьный комитет, где находили деньги на мероприятия (зарабатывали, оказывается, сами). Как всегда, спросили о необычных случаях.
У Фаины Александровны есть своя «изюминка». Ответы на вопросы она, конечно, давала исчерпывающие, но задающим их… Дарила вкусную шоколадную конфету известной фирмы. Если классная встреча длилась бы два или три часа, то вопросов и ответов было бы ещё больше. Ребятам и присутствовавшим учителям нравилась атмосфера доброжелательности, созданная выпускницей школы. Лектору пришлась по сердцу заинтересованность учеников в желании узнать, как и чем жило поколение сверстников далёких от них лет. В этом — талант настоящего лектора, педагога, психолога человеческих душ, ветерана педагогического труда Ф. А. Каримовой.
Своеобразной получилась классная встреча с младшими школьниками. Тыл — фронту, вот о чём шла речь. И мне задавали вопросы дети, и я им.
Очень радует, что ребята знают, почему началось трудное время, длившееся 1418 дней. Мы втроём: новосёловские учителя начальных классов Т. А. Миронченко, О. А. Фомина и я запели:
22 июня ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война.
Кто знал из ребят слова, подпевали. Все вместе говорили, как новосёловский тыл отправлял на фронт тулупы, валенки, варежки, кисеты с махоркой, замороженные пельмени. Вспомнили, что ушедших на фронт мужчин заменили женщины, что дети их возраста выходили на работу в поля.
Как же нужен всем нам — взрослым и детям — мир. Как всем нам нужно небо без вражеских самолётов. Как всем нам нужны спокойные ночи. Как всем нам нужно светлое будущее…
Педагоги всех посещённых нами школ довольны, что лекторы рассказывают ребятам о цене жизни, большой и малой Родине и служении ей, о важности приобретаемых на уроках знаниях. Конечно, о том же говорят и сами учителя. Но к словам своих педагогов ребята привыкли, а сказанные лекторами воспринимаются по-особенному. Потому о необходимости и важности встреч говорили нам коллеги школ.