Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024 г.: итоги общественного наблюдения
Кратко
В экспертном сообществе Общественной палаты НСО широко обсуждаются Предварительные тезисы доклада Ассоциации НОМ «Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024 года», представленные на площадке ОП РФ 27 марта 2024 года.
В экспертном сообществе Общественной палаты НСО широко обсуждаются Предварительные тезисы доклада Ассоциации НОМ «Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024 года», представленные на площадке ОП РФ 27 марта 2024 года.
Выборы Президента РФ в нашей области прошли с применением ряда новаций, которые, по мнению председателя штаба общественного наблюдения ОП НСО Романа Бубенова, себя оправдали, что подтверждается итогами электорального процесса.
Высокие показатели фактической явки, в частности, связаны с боле широким, чем на прошлых выборах, применением системы дистанционного голосования (ДЭГ) – этот показатель в НСО вырос, сравнительно с предыдущими выборами, более чем в три раза, что говорит о популярности данного вида голосования среди избирателей.
Дополнительным фактором повлиявшим на высокую явку стал сам новый формат трехдневного голосования, который оказался значительно более удобным для избирателей, позволяя им свободнее планировать свое время для посещения избирательных участков.
Широкий спектр возможностей для голосования – от ДЭГ и голосования по месту нахождения, до возможности досрочного голосования, обеспечили открытость и справедливость реализации избирательных прав для всех категорий граждан.
Точно и эффективно выстроенная система общественного наблюдения и, работа центра общественного видеонаблюдения, дали уверенность в том, что за все три дня голосования существенных нарушений допущено не будет, что и подтвердила итоговая статистика по выявленным проблемам, требующим оперативного реагирования – зафиксирован минимальный уровень нарушений за всю историю новой России, при этом выявленные нарушения не имели существенного характера.
Существующая нормативно-правовая база и опыт, накопленный общественными наблюдателями на предыдущих выборах, полностью обеспечили принцип равного подхода к кандидатам на всех этапах избирательного процесса.
Не смотря на масштабные кибер-атаки со стороны недругов России сорвать или приостановить работу выборных механизмов у них не получилось – это не позволила сделать глубокая и всесторонняя подготовка технических аспектов избирательного процесса.
По мнению председателя Общественной палаты НСО Галины Гридневой, не смотря на обширную компанию, осуществленную недругами нашей страны в информационном пространстве мы сумели поддержать международные стандарты избирательного процесса – в нашей области за выборами Президента РФ наблюдали 13 международных наблюдателей из 11 стран мира. Таким образом, была прорвана информационная блокада, что послужило укреплению доверия результатам выборов в международном общественном мнении.
Присутствие международных наблюдателей и широкое развертывание системы общественного наблюдения существенно снизили риски использования выборов для разжигания протестных настроений и провокаций, направленных на дестабилизацию общества. Те единичные случаи провокаций, которые все же имели место, никак не повлияли на ход голосования и его результаты, а в общественном мнении сформировали устойчиво-негативное отношение к организаторам таких провокаций. Российская избирательная система продемонстрировала не только максимальную прозрачность и открытость избирательного процесса, но и высокую надежность в нештатных ситуациях.
Все это было бы невозможным без достаточного развития институтов гражданского общества и высокого уровня личной ответственности участников избирательного процесса. В нашей области Общественной палатой было подготовлено более двух тысяч общественных наблюдателей, проведена большая работа по информированию граждан о правовых аспектах деятельности общественного наблюдения, что позволило привлечь к этой работе большое количество людей и, что немаловажно, представителей молодежи. В итоге, общественным наблюдением были охвачены все территориальные и участковые избирательные комиссии, что обеспечило соблюдение избирательных прав граждан на всех этапах голосования.
Комплексный подход к защите избирательных прав граждан, сочетание общественного и международного наблюдения за выборами, отличная техническая подготовка процесса общественного наблюдения и высокая правовая культура самих наблюдателей позволили избежать существенных нарушений избирательного процесса и однозначно свидетельствуют о легитимности результатов выборов как внутри страны, так и за ее пределами.