Музей Новосёловской школы хранит многое
Кратко
Поделиться Организатором создания музея в Новосёловской школе был директор Владимир Фомич Данковцев. Экспонаты музейного фонда собирались учащимися, их родителями, педагогами школы, выпускниками, жителями села Новосёлово, были подарены жителями села Колмаково, отделения совхоза №3. Это предметы быта, домашняя утварь, книги, документы, старые […]
Организатором создания музея в Новосёловской школе был директор Владимир Фомич Данковцев. Экспонаты музейного фонда собирались учащимися, их родителями, педагогами школы, выпускниками, жителями села Новосёлово, были подарены жителями села Колмаково, отделения совхоза №3. Это предметы быта, домашняя утварь, книги, документы, старые газеты, одежда, фотографии, награды.
Каждому учителю было дано задание о сборе информации и оформлении альбомов. Так в музее появились первые альбомы «История села», «История школы», «Спортивная жизнь школы», «Ветераны Великой Отечественной войны», «Ветераны труда».
В 1982 году руководителем музея стала Ольга Алексеевна Фомина. Сейчас музей располагает основными и вспомогательными фондами. Материалы основного фонда представлены вещественными предметами:
- Орудия труда: лопата, пила, серп;
- Предметы домашнего обихода и утварь: маслобойка, утюги, врубели, чёска, прялка, ручная швейная машинка, керосиновая лампа, и другие предметы;
- Предметы прикладного народного творчества: вышивки, занавески, рушники; письменные материалы:
- Печатные издания в виде журналов, книг;
- Материалы нумизматики: коллекция монет (19-20 век), бумажных денег, облигаций;
- Документы: паспорт, комсомольские билеты, профсоюзные билеты, партийный билет, удостоверения, мандаты;
- Комсомольские и пионерские атрибуты: отрядные флажки, пионерский галстук, пионерский значок, пилотки, барабан, вымпел;
- Предметы символики: победителям социалистического соревнования;
- Фотографии и документальные материалы по истории села;
- Фотографии и документальные материалы о развитии народного образования на селе;
- Альбомы: школьные грамоты (с 1978 года по 2022 год);
- Грамоты и благодарственные письма ветерана труда Л. И. Тропиной;
- Материалы элементов крестьянской избы (лавочка, этажерка, стол и другие);
- Материалы для пояснения истории и хронологии развития села;
- Фотолетопись школьных лет;
- Исследовательские работы учащихся школы по истории села, школы; Материалы экскурсий по музею;
- Фотографии и исследовательские работы о ветеранах Великой Отечественной войны;
- Исследовательские работы учащихся школы «Что я знаю о войне»;
- Воспоминания жителей села, ветеранов;
- Фотоальбом школьного музея.
В музее проводятся тематические экскурсии. Например, «Предметы быта. Как гладили бельё — рубель», «Предметы быта – Как гладили бельё – утюги», «Место подвигу есть всегда. Афганистан.».
В музее Новосёловской школы есть несколько разделов. Расскажем о некоторых из них.
Раздел «История села и школы»
В этом разделе собраны материалы о школе и селе. Оформлен он на стендах и альбомах. В конце 20-х в начале 30-х годов по всей стране шла коллективизация. Создавались новые колхозы и совхозы. «Приехали в голую степь. Куда не глянь, кругом трава да кусты», — из воспоминаний старожилов. До 1929 года на месте центральной усадьбы было летнее пастбище крупнорогатого скота. Село начиналось с пастбища, домов не было. Первый дом построили для доярок в 1931году. Поселенцев привлекла местность своей красотой и удобством. В озере водилась рыба и в свободное время люди ходили рыбачить. Сюда же водили на водопой и животных. Центральная усадьба была в селе Колмаково, в 4-х километрах от поселения. По этой теме провела исследовательскую работу в 2019 году –Екатерина Фомина и приняла участие в конкурсе.
Семилетняя школа находилась в селе Колмаково, в 1959 году на центральной усадьбе (Новосёлово) открылась восьмилетняя школа, а в 1966 году стала средней. Первый директор Николай Петрович Шутылев. В 1968 году начинается строительство новой школы. 1974 год – новая школа. По теме «Наша школа, наш музей» подготовила исследовательскую работу в 2021 году – Александра Толстикова.
Раздел «Спортивная жизнь школы»
В школе большое внимание уделялось и уделяется спорту. В 70-80 годах ребята занимались хоккеем. Руководитель В. Ф. Данковцев. В музее хранятся кубки, грамоты, оформлен альбом о спортивных достижениях.
Раздел «Советская символика»
В музее собраны экспонаты – символики СССР. Это красное знамя, вымпелы за трудовые достижения, награды людей за труд. Почётные грамоты ветеранов труда.
Разделы «Летопись школьной жизни», «Педагоги школы»
Это большая подборка фотографий мероприятий, которые проходили в школе. Всё оформлено в альбомах. Жизнь комсомольской и пионерской организации. Школьная форма, школьная атрибутика – галстук, значки. Собраны альбомы, которые оформляли дети — отрядные с девизами, песнями, своими делами. Есть альбомы – фотографии из личного архива Г. М. Азиханова, А. И. и В. Н. Голыцыны, Е. Д. Васиной — учителя школы. Ф. А. Гизитдиновой – выпускницы школы. Оформлен стенд «Ветераны труда». Собран материал по учительской династии Кисленко – Гизитдиновы.
Школьный музей, как и любой другой, обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учёт и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания.
Он обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, то есть субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения. В музее много экспонатов сделано руками детей. Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. Он является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодёжи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество — качество культурного центра.
Деятельность школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учётом сложившихся к настоящему времени тенденций.
Поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности, на основе исторических событий, а также на примере жизни и деятельности выпускников школы и выдающихся личностей.
Были и есть активные помощники: Альмира Салихова, Ольга Лунева Алена Толстикова, Виктория Понамарева, Екатерина Фомина, Карина Лесовая, Александра Толстикова.
О. А. Фомина, руководитель музея