Память Праздник

Он безмерно любил машины!..

Кратко

В последнее воскресенье октября с 1976 года отмечают праздник «День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта» или «День Шофёра» в народе.

В последнее воскресенье октября с 1976 года отмечают праздник «День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта» или «День Шофёра» в народе.

Мой отец, Пётр Антонович Янушко, родившийся в деревне Ермолаевка в 1921 году, успел его отпраздновать шесть раз: в 1982 году его не стало. Он один из первых шофёров Убинского района. Специальные курсы он окончил 2 августа 1940 года, а в октябре этого же года был призван на действительную службу в Армию. Служил на Дальнем Востоке, участвовал в боевых действиях против Японии. Награждён медалью «За победу над Японией». Демобилизовался только в марте 1947 года. Работал в колхозе имени Ленина. И вот настоящим событием для деревни стало появление машины-грузовика — «полуторки».
Отец гордился автомобилем, и мы, дети, были безмерно рады. Машина летом стояла у нас во дворе. Мы собирались по вечерам в кузове или по очереди сидели в кабине. Отец никогда не прогонял нас, понимая, какое это удовольствие для детей. На «полуторке» возили всё: зерно, запчасти, силос, лес… Она же была и пассажирским транспортом. Желающие поехать в Убинское рассаживались на полу кузова рядом с какими-то железками и мешками. Все были рады — они едут!
Зимой машина стояла «на приколе»: дороги от снега не чистили, да и гаража не было. Осенью, когда начинало холодать, чтобы завести мотор, бабушка с мамой грели двухведёрный чугун воды для разогрева радиатора.
Отец очень любил машину, заботился о ней, даже, можно сказать, холил её. Усердно изучал и повторял Правила дорожного движения вместе со вторым шофёром Анатолием Павловичем Нефёдовым. Они переписывали тексты ПДД или диктовали их друг другу. Никаких нарушений и взысканий в учётной карточке водителя у отца никогда не было. В 1957 году его наградили медалью «За освоение целинных земель».
Какое-то особое отношение у отца, думаю, как и у многих людей того поколения было ко всему. В семье не говорили неуважительного слова о Правительстве и партии. Отец искренне верил, что мы живём в самой лучшей стране. В доме было две книги: «И. В. Сталин» (биография), «История ВКП(б)». Книги в деревне любили. А ещё отец зимними вечерами читал рыбакам. Рыбу ловили колхозные бригады на Убинском озере, поэтому неделями жили в избушках. Однажды, когда отец заболел и остался дома, дед Купрей пешком пришёл за семь километров в деревню, чтобы сказать, что мужики желают ему здоровья и ждут его с нетерпением: читать-то было некому, а у отца всё же четыре класса образования.
Какое-то особо честное отношение было у отца к общественной собственности. Если в щелях пола в кузове оставалось немного зерна, ни в коем случае не разрешалось нам, детям, собрать эти зёрнышки в баночку. Нельзя это — колхозное! Но умные куры запрыгивали на ступеньку кабины, потом на капот, на крышу и оказывались в кузове.
Нельзя было вместе с доярками, когда они утром ехали на выпаса, доехать до ряма, так как это считалось использованием машины в личных целях. Отец работал на разных машинах: молоковозе, грузовом такси и автобусе. Он безмерно любил машины и заботился о них, казалось, больше, чем о личном хозяйстве.
Особо хочу сказать об отношении отца к дружбе. Я всегда удивлялась в детстве, что у него друзья моложе него на 10-15 лет: Иван Михайлович Янушко, Фёдор Дмитриевич Конюк. Только позже поняла, почему у него нет ровесников: почти все они не вернулись с войны. В те годы на уборку приезжали рабочие из Новосибирска. Среди них оказался бывший однополчанин, и как же они были рады этой нечаянной встрече. Этот друг потом не раз приезжал на помощь колхозу и всегда жил у нас, а отец заезжал к нему, если приходилось быть в городе. Поездка в Новосибирск на машине в то время была целым событием.
Отец прожил недолго — 61 год. Радовался, что смог определить в жизнь детей — нас семеро. Радовался пенсии в 120 рублей, но попользоваться ей толком не успел. Шоферское дело он считал важным и гордился бы сейчас тем, что его дети, внуки, внучки и правнуки водят машины.
Поздравляю всех водителей Убинского района с праздником! Пусть ваши грузы будут только мирными, пассажиры и пешеходы дисциплинированными и внимательными, машины всегда исправными, дороги гладкими и ровными, а семьи здоровыми и счастливыми!