Праздник

Самую старую фотографию в Краеведческий музей подарила наша коллега Нина Мазалова

Кратко

Будучи журналистом и отправляясь ежедневно на работу с большим цифровым фотоаппаратом через плечо, недавно задумалась: а когда же впервые и кто получил первый фотоснимок? За ответом традиционно зашла в интернет и сделала неожиданно для себя открытие. Оказывается, весь мир 5 ноября празднует неофициальный праздник — День рассматривания старых фотографий. А где ещё, если ни в музее, их найти?

Поделиться новостью

Будучи журналистом и отправляясь ежедневно на работу с большим цифровым фотоаппаратом через плечо, недавно задумалась: а когда же впервые и кто получил первый фотоснимок? За ответом традиционно зашла в интернет и сделала неожиданно для себя открытие. Оказывается, весь мир 5 ноября празднует неофициальный праздник — День рассматривания старых фотографий. А где ещё, если ни в музее, их найти?

Опять же, нацепив современную технику, отправляюсь в хранилище эксклюзивных экспонатов — в Убинский Краеведческий музей. Здесь меня приветливо встречают сотрудники во главе с директором учреждения Натальей Валерьевной Соколовой.

И вот уже мгновение спустя после рассматривания старинных фотоаппаратов — о, чудо! Мне дали подержать собственными руками настоящую фотографию, сделанную предположительно в конце XIX века. На обратной стороне написано: «Семья Даниловы». Спрашиваю:

— Кто эти люди? Что о них известно?

— Эту фотографию в музей несколько лет назад принесла наша землячка Нина Мазалова. Здесь — её родственники.

А теперь эффект «О, чудо!» удвоился! Ведь Нина Александровна — наша коллега: она много лет отработала в редакции. Не отходя от стеллажа, тут же звоним дарительнице экспоната. И узнаём: на фото изображены бабушка Мария и дедушка Николай Виктора Александровича Мазалова, супруга Нины Александровны.

Оказывается, дедушка работал мельником, а мельница в то время располагалась напротив современного здания РУСа. У Даниловых была очень большая семья, а потому их потомки не помнят, работала ли где-то бабушка. Она в основном всегда была занята воспитанием детей.

Одежда, выражение лиц, в которых читается бескрайняя усталость, но в то же время радость. Ведь их запечатлели на фото в память детям, внукам и правнукам. О каком будущем для своих многочисленных детей мечтали супруги Даниловы, как они представляли жизнь, которая настанет через век после них, мы уже никогда не узнаем. Зато знаем, что их дочь Валентина Николаевна — мама Виктора Александровича Мазалова — всю свою трудовую жизнь работала учителем биологии. Жила она, как и сын, в райцентре.

Не предполагали Даниловы и о том, что пройдёт время, и изготовление фотографии не нужно будет ждать месяцами, а эта процедура может занимать считанные минуты. Вряд ли могли бы супруги поверить и в то, что их семейный снимок станет самой старой фотографией в районном музее.

В известном источнике — интернете — нашла информацию о том, что первую фотографию на оловянной пластине сделал француз Жозеф Ньепс в 1826 году. Он снимал в течение восьми часов пейзаж за окном мастерской. В 1837 году Луи Дагер потратил на создание фото всего тридцать минут.

Первое цветное изображение создал в 1861 году английский физик Джеймс Клерк Максвелл с помощью специальных фильтров зелёного, синего и красного цветов.

Над усовершенствованием процесса фотографирования трудились учёные в разных странах. И в 1911 году в Германии появился первый плёночный фотоаппарат.

В начале XX века фотография была редкостью. Во многих семьях сохранилось всего по несколько снимков родственников, которые жили в то время. Фотокарточки держали в альбомах, дарили на память.

В 80-е годы появился первый цифровой фотоаппарат, который сохранял кадры на специальную кассету.

Второе фото, которое мне выпало счастье держать в руках в музее, датировано периодом с 1914 по 1918 годы.

Фотография в декоративной рамке, чёрно-белая, прямоугольной формы, групповая. Здесь изображены 17 мужчин в военной форме. Они расположились в четыре ряда в положении стоя, сидя и полулёжа. Снимок сделан в деревянном помещении, на фоне декорации во всю стену с изображением деревьев в лесу. Одеты фотографируемые в военные гимнастёрки с металлическими пуговицами, подпоясанные кожаными затяжными ремнями и ремнями с бляхами. Шинели с пристяжными погонами из шинельного сукна, без клапанов и пуговиц по борту. Чёрные лохматые папахи из натуральной овечьей шерсти, папахи серого искусственного барашка, фуражки с кожаным лакированным козырьком с кокардой, брюки (шаровары), сапоги.

Мужчины, судя по всему, разных возрастов и званий. По центру с бородой и без головного убора сидит есаул, по левую сторону от него в чёрной папахе его помощник. Эти люди относятся к младшему офицерскому составу, так как одеты в кители, сшитые из более дорогого сукна. У помощника на кармашке кителя украшение, состоящее из браслета и камня. У всех на гимнастёрках и кителях нашиты полевые погоны с номером полка: «38 СбЗ». Только у есаула, кроме номера, нашита тёмная полоска поперёк погона. Рядом с есаулом по правую сторону сидит мальчик в мундире и фуражке. Возможно, он приходится есаулу сыном. Также в последнем ряду первым слева стоит ещё один мальчик в чёрной папахе на голове и в военной форме.

Судя по воинскому обмундированию, вероятно, на фотографии изображён кавалерийский отряд казаков, а если судить по записям на обратной стороне фотографии, это ученики сапожной мастерской, действовавшей при воинской части.

На оборотной стороне фотографии в правом углу чёрными чернилами рукописью надписи в восемь строк (в местах многоточий неразборчивый почерк): «Карточка снятая, в полковом… фотографий с остальных сапожников… которые поступали со мной в Мастерскую… их было 29 человек а осталось 16 человек… посерёдке с бородой сидит старший с… и по левую сторону в папахе чёрной его по…

Почтение всем родным и знакомым с совершенным почтением Бирюков.» Фото поступило в музей из семейного архива семьи Проценко.

Эти фотографии хранятся в стеклянной витрине в коридоре Краеведческого музея, а хранитель Наталья Владимировна Иноземцева — рассказывает их историю и показывает, но чаще через стекло, неравнодушным посетителям.

Снимок семьи Даниловых до сих пор стоит у меня перед глазами как уникальный экспонат, как олицетворение важного и бесценного слова — СЕМЬЯ… Теперь, всякий раз снимая с плеча современную камеру, вспоминаю те пожелтевшие от времени, но так безгранично необходимые, потрёпанные фотографии.

Поделиться новостью