Память

Западно-Сибирская железная дорога отмечает 125 лет

Кратко

С 23 ноября в Краеведческом музее работает новая выставка из фондов музея под названием «Узел жизни Убинского района», посвящённая 125-летию введения в эксплуатацию и начала регулярного сообщения Западно-Сибирской линии Транссибирской железнодорожной магистрали 1(13) октября 1896 года.

С 23 ноября в Краеведческом музее работает новая выставка из фондов музея под названием «Узел жизни Убинского района», посвящённая 125-летию введения в эксплуатацию и начала регулярного сообщения Западно-Сибирской линии Транссибирской железнодорожной магистрали 1(13) октября 1896 года.

В экспозиции представлены материалы из музейных фондов, а также из личных архивов жителей нашего района, связанных с работой в железнодорожной сфере. Сотрудники музея приглашают всех желающих посетить выставку.

Как рассказала Н. В. Иноземцева, хранитель музейных предметов, Транссибирская магистраль, или Великий Сибирский путь, — главная железнодорожная артерия страны, соединяющая европейскую часть России с Сибирью и регионами Дальнего Востока, была построена в 1891-1916 годы.

Фактическая протяжённость основного пассажирского маршрута из Москвы во Владивосток составляет 9 288,2 километра, делая легендарную железную дорогу самой длинной на нашей планете. Известно, что Транссибирская магистраль соединяет две части света, проходя по территории 20-и субъектов и пяти федеральных округов Российской Федерации. Европейская часть Транссиба охватывает около 19% общей протяжённости железной дороги против 81%, принадлежащих Азии, с условной границей на 1 778-м километре.

— До строительства железной дороги путь из европейской части России к дальневосточным рубежам занимал месяцы, — рассказывает Наталья Владимировна. — Это была вереница из сухопутных дорог, водных путей, волоков и переправ через реки длинною более восьми тысяч вёрст. Грузы в Тихоокеанские порты и вовсе доставлялись морем вокруг Азии.

После многих лет обсуждений вариантов прокладки Великого Сибирского Пути в феврале 1891 года Комитет министров признал возможность начала строительства Транссибирской магистрали одновременно с двух сторон — от Челябинска и Владивостока к центру страны.

Сооружение Транссибирской магистрали осуществлялось в суровых природно-климатических условиях. Почти на всём протяжении трасса прокладывалась по малозаселённой или безлюдной местности, в непроходимой тайге. Она пересекала могучие сибирские реки, многочисленные озёра, районы повышенной заболоченности и вечной мерзлоты.

— Согласно предварительным расчётам, стоимость строительства железной дороги должна была составить 350 миллионов рублей золотом, но в итоге израсходовали в несколько раз больше. Общая стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1916 год составила до полутора миллиардов рублей, — продолжает хранитель.

Отдельной проблемой строительства дороги стал вопрос рабочей силы. В таких сложных условиях и масштабах проекта катастрофически не хватало рабочих рук, в самые напряжённые годы количество рабочих по всей огромной длине дороги не превышало 80-89 тысяч человек, многие из которых были солдатами либо ссыльными заключёнными. Орудия труда — самые примитивные: лопата и кирка, тачка и кайло – вот чем создавалась самая длинная в мире железная дорога. Несмотря на все эти сложности, ежегодно прокладывалось от 400 до 600 км железнодорожного полотна. Проект был осуществлён в 1916 году, а в 2002 году завершена полная электрификация путей.

Западно-Сибирская железная дорога (З-СибЖД) строилась как один из участков Великого Сибирского пути. Это — один из 16-и территориальных филиалов ОАО «Российские железные дороги». Железнодорожная сеть пролегает в основном по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края, а также частично по территории Казахстана. Значительная часть сети — участок Транссибирской магистрали. Управление находится в Новосибирске. Протяжённость Западно-Сибирской железной дороги (Челябинск — Обь) составляет 1 418 км. Строительные работы возглавлял инженер К. Я. Михайловский.

— Самым важным событием стройки стало возведение моста через Обь, — делится Наталья Владимировна. — Рядом с мостом возникла станция Обь, которая постепенно выросла в город Новониколаевск, а ныне — Новосибирск.

Дорога находилась в ведении Министерства путей сообщения, управление дороги находилось в Челябинске. 1 января 1900 года вместе со Среднесибирской железной дорогой вошла в состав Сибирской железной дороги.

В 1913 году из состава Сибирской железной дороги выделена Омская железная дорога (участок от Челябинска до Оби). В 1915 году при ликвидации Сибирской железной дороги образована Томская железная дорога. 3 марта 1934 года часть Томской железной дороги передана в состав образованной Восточно-Сибирской железной дороги. 20 октября 1940 года из состава Омской железной дороги выделена Карагандинская железная дорога (г. Акмолинск).

9 мая 1961 года части Омской и Томской железных дорог объединены в Западно-Сибирскую железную дорогу с управлением в Новосибирске. 17 января 1979 года из состава дороги выделена Кемеровская железная дорога, которая в 1996 году присоединена обратно. 1 октября 2003 года дорога стала филиалом ОАО «Российские железные дороги».

Новая железная дорога изменила Россию. Связь означала экономический подъём Сибири и Дальнего Востока России, а также массовую миграцию в эти регионы. Города, расположенные у железной дороги, стали крупными промышленными городами. Примеры включают Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток, которые становятся популярными направлениями для путешествий по России миллионов туристов со всего мира.

Благодарность тем, кто поделился материалами из семейных архивов для подготовки выставки: А. А. Дробидоненко, Л. И. Беляевой, В. А. Бондарю, А. В. Сердцевой, И. В. Сердцеву, С. А. Шеховцовой, Н. А. Зоновой, Б. Н. Зонову, В. С. Леухину, В. В. Дударевой, Ю. Ф. Орлову, Г. В. Сютину, Е. Г. Сютину, В. Н. Сизову, О. А. Сапрыкиной, С. Н. Алексеенко, С. Н. Самковой, Г. Д. Грищук, В. В. Трепузову, Г. Х. Гафаровой, В. М. Яковлеву, Г. С. Смирновой, А. П. Соколовой, В. П. Николаеву, Л. А. Николаевой, Е. С. Нагога, О. Н. Маколкиной,
В. М. Исаченко, Н. В. Овечкиной, Н. И. Васильевой, Л. Н. Чурсиной.