Твои люди, село

«Земский учитель»: или легко ли решиться на переезд?!

Кратко

Поделиться

Начиная с 2008 года, каждый наступающий год, Указом Президента посвящается той или иной тематике, требующей наиболее пристального внимания государства и общественности.


Поделиться
Поделиться

Начиная с 2008 года, каждый наступающий год, Указом Президента посвящается той или иной тематике, требующей наиболее пристального внимания государства и общественности.

В знак высочайшей значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики К. Д. Ушинского, посвящён в нашей стране педагогам и наставникам.

27 июня 2022 года Президент России В. В. Путин подписал соответствующий указ. Год Педагога и Наставника проводится с целью признания особого статуса представителей профессии.
А ведь в такой сфере может работать не каждый: для этого должно быть особое призвание. Но, к сожалению, и призвания порой мало, ведь студенты зачастую не возвращаются на малую родину — в село, а остаются жить и работать в городе.

Поэтому для решения кадрового вопроса в школах малых городов, посёлков и сёл в Новосибирской области с 2020 года реализуется программа «Земский учитель». С 2022 года она включена в федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование».
Так, в 2021 году в Раисинскую среднюю школу по программе «Земский учитель» прибыли два педагога-предметника. Учитель русского языка и литературы И. Л. Липовицкая и учитель истории и обществознания М. Л. Липовицкая. Да-да, вам не показалось: это на самом деле две сестры. Чтобы познакомить наших читателей с интересными фактами из жизни «земских учителей» корреспонденты «районки» отправились в село Раисино.

В первую очередь мы встретились со старшей из сестёр-педагогов — Мариной Леонидовной. Добрый взгляд и приветливая улыбка учителя покорила меня с первых минут знакомства. Как выяснилось, родные сёстры Ирина и Марина родились и выросли в селе Новый Тартас Венгеровского района. Несмотря на то, что они всю свою жизнь живут и работают бок о бок, имеют одну судьбу на двоих, тем не менее у каждой — своя история прихода в профессию.

Марина Леонидовна, окончив школу, не смогла с первого раза поступить в НГПУ, но, не теряя времени зря, устроилась на работу воспитателем в только что открывшейся Вознесенской специальной школе-интернате, воспитанники которой были дети-сироты и дети с ограниченными возможностями здоровья. Главным условием приёма на работу выпускницы 11 класса было получение педагогического образования. Со второй попытки у девушки получилось поступить всё же в Новосибирский государственный педагогический университет заочно. Отработав в школе-интернате достаточно долгое время, М. Л. Липовицкая всё же уехала в город Новосибирск, где в Заельцовском районе устроилась в школу и продолжила учиться в вузе на отделении географии, которое успешно окончила.

В конце 2000-х женщина приняла решение вернуться на малую родину. Жизнь в городе без поддержки родителей оказалась очень сложной. Мама Марины умерла, когда они с сестрой были совсем детьми. Спустя некоторое время ушёл из жизни и отец девочек. Так по жизни две сестры и следовали друг за другом, поддерживая и помогая каждая своему единственному родному человеку.

Вернувшись в Вознесенку, девушки теперь уже вдвоём трудились в школе-интернате. Затем перешли в среднюю школу там же в Вознесенке. За это время Марина Леонидовна прошла переподготовку, и теперь последние восемь лет работает учителем истории и обществознания. Некоторое время даже занимала должность завуча школы. Но жизнь постоянно вносила свои коррективы. У младшей сестры Ирины родилась дочь. И снова задумались о переезде из деревни поближе к городу, поэтому сёстры-педагоги решили поучаствовать в программе «Земский учитель». Подав заявки, женщины стали рассматривать всевозможные варианты переезда. Им было важно, чтобы в одну школу требовались учителя именно их направлений. И такую они нашли в Убинском районе.

Определившись и получив одобрение участия в программе, Марина и Ирина начали изучать неизвестный им до этого момента район. Пролистав информацию о селе в сети интернет, Марина Леонидовна позвонила С. Т. Тыртычной, директору Раисинской средней школы. Уже в июле историк приехала в Раисино. Познакомившись со Светланой Тихоновной и посмотрев школу, М. Л. Липовицкая осталась очень довольна.

— Мы обсудили с директором рабочие моменты и вопрос жилья, — рассказывает учитель. — Светлана Тихоновна произвела на меня впечатление спокойного и рассудительного руководителя.
Так как одним из условий программы было предоставление жилья, администрация Раисинского сельсовета выделила новым учителям благоустроенную двухкомнатную квартиру в недавно построенном доме.

Уже в августе молодые специалисты переехали в Убинский район и первого сентября приступили к работе.
— Мы переехали к началу учебного года. В это время всё вокруг цвело, на приусадебном участке школы был разбит шикарный цветник. Впечатление, конечно, превосходное! — поделилась с нами учитель. — Было видно, что сами раисинцы — очень хорошие хозяева: многие выращивают в садах яблони, сливы, ягоды.
Обе сестры прекрасно отзываются о педагогах, которые приняли их в свою большую и дружную семью.

— Мы всегда чувствуем поддержку от коллег как в житейских вопросах, так и в профессиональном плане, — с улыбкой рассказывает Марина Леонидовна.
В этом учебном году педагогу-историку дали классное руководство над пятым классом. О своих маленьких подопечных М. Л. Липовицкая рассказывает с любовью и нежностью. У неё их — 19 человек, а это по сельским меркам достаточно большой класс.

К слову сказать, этим ребятам очень повезло. Их классный руководитель является экспертом по проверке тестовой части экзаменационных работ по обществознанию. Это колоссальный опыт для педагога-предметника. Ещё работая в Венгеровском районе, М. Л. Липовицкую отправили на повышение квалификации, где руководитель курсов и куратор потока А. Г. Гуськова предложила стать членом комиссии по проверке экзаменационных работ по обществознанию. И вот уже третий год Марина Леонидовна сразу после ОГЭ и ЕГЭ выезжает на четыре-пять дней в город Новосибирск, где, кроме неё, около 50-и высококвалифицированных членов комиссии проверяют работы ребят со всей области.

В завершении беседы М. Л. Липовицкая поделилась:
— Естественно, уезжать с родного места, покидать школу, в которой ты трудился, — нелегко. Но программа «Земский учитель» — это хорошая поддержка для молодого специалиста, так сказать старт для новой жизни!

На такой позитивной ноте мы закончили разговор с учителем истории и обществознания.
В гости к другой сестре далеко идти не пришлось, её кабинет рядышком: даже на работе женщины бок о бок, как и по жизни. Зайдя к учителю русского языка и литературы, я встретила женщину с выразительными глазами и яркой внешностью. Про таких говорят: красавица! Ирина Леонидовна мне напомнила моего первого учителя русского языка и литературы, к которому мы пришли в пятом классе.

Так как умеет говорить и рассказывать учитель русского языка, не сможет, наверное, никто. Вот и я, заслушавшись, тихонько сидела, не сводя глаз с педагога.
Решение стать учителями девчонки приняли ещё в детстве. Возможно, я повторюсь, но после смерти мамы Марины и Ирины их воспитывал отец. Все решения в семье принимали совместно, и маленькие дочери, сидя с папой вечерами у печки, часто мечтали, что станут учителями. Отец хвалил обеих за выбор, так как сам был не очень грамотным. Несмотря на это семья была читающей. Мама девочек при жизни собрала большую библиотеку, книги из которой те с большим удовольствием читали. А многие произведения из детства вспоминают и сейчас.

После 11 класса Ирина успешно поступила в Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета, за что до сих пор благодарна своим учителям из Венгеровской школы.
— Благодаря В. В. Седых, моему учителю русского языка и литературы, я пошла на этот факультет. Я была уверена в своих силах, — рассказывает И. Л. Липовицкая.
Отучившись три года в городе Куйбышев, Ирина последовала за сестрой в Новосибирск, где уже и окончила университет. На переезд повлияла потеря близкого человека: у девушек умер отец. Родственники, проживающие в Новосибирске, переманили сирот поближе к себе.
По окончании вуза Ирина Леонидовна так же, как и старшая сестра, работала в школе. Но без поддержки самых близких — мамы и папы, было очень тяжело, и женщины вернулись на малую родину отработав там рука об руку с сестрой 13 лет.

Четыре с половиной года назад И. Л. Липовицкая впервые стала мамой. Это очень повлияло на жизнь женщины. Так как сами прошли тяжёлый путь без материальной и моральной поддержки, Ирина Леонидовна хочет сделать всё, чтобы её девочка никогда ни в чём не нуждалась и получила достойное образование. Именно поэтому она согласилась с предложением сестры Марины о переезде и участии в программе. Это позволяет молодой маме раз в два месяца возить дочь в театр города Новосибирск. Маленькая Арина очень любит смотреть спектакль «Щелкунчик» и посещать кукольные театры.

— Мы всегда принимаем решения вдвоём с сестрой, так было и в этот раз. Всё обсудили, обдумали и рискнули. Дом пока продавать не стали. В отличие от Марины, я очень скучаю по родным местам и планирую вернуться назад, — немного взволнованно говорит моя собеседница. — Я хочу, чтобы моя дочь росла на родной земле, купалась в речке, которая течёт рядом с нашим домом.
Именно так педагоги и провели прошлое лето, на два месяца уехав в родные края.

— Перед возвращением в Раисино из Венгеровского района я сфотографировала каждый цветочек, который мы вырастили за лето. Там всё такое родное, — с теплом и нежностью в голосе поделилась Ирина Леонидовна.

Годы работы в Вознесенской школе-интернате моя героиня вспоминает с позитивом. За время работы она получила дополнительное образование — логопеда, которое очень помогает ей в работе по сей день.

Ещё у И. Л. Липовицкой есть особая миссия: она готовит старшеклассников к сдаче экзаменов. Немного смущаясь, она рассказала, что уже несколько лет подряд готовит выпускников, и всегда у её ребятишек высокие баллы. Как любой учитель, она считает, успех ребёнка — успех педагога.
Тем не менее смешанные чувства не дают Ирине Леонидовне покоя. С одной стороны, работа по программе «Земский учитель» — это возможность самореализации, жизнь в Раисино — приближённость к городу, большая удача трудиться с прекрасным коллективом педагогов, с другой — малая родина, которая постоянно манит назад.

Две сестры, одна история, и такое разное отношение к происходящему. Это даёт повод задуматься: ведь для каждого есть своё место. И каждый сам вправе решать, где ему лучше!


Поделиться